воскресенье, 6 октября 2013 г.

Новости образования

Новости образования


Минобрнауки хочет вести мониторинг достижений школьников

Posted: 05 Oct 2013 12:06 PM PDT

МОСКВА, 16 сен — РИА Новости. Министерство образования и науки России хочет создать механизм электронного мониторинга и сопровождения образовательных и внеурочных достижений детей на уровне среднего образования в целях совершенствования системы управления качеством обучения в РФ, соответствующая заявка размещена на портале госзакупок.

Победитель конкурса должен, в частности, разработать техническое задание для создания информационной системы и комплекс средств защиты информации.

При этом планируется отслеживать информацию о смене ребенком учебного заведения, о детях, отчисленных за неуспеваемость, детях с ограниченными возможностями, которые не проходят обучение в специализированных заведениях, детях из неблагополучных семей, не посещающих школы, а также детях, проживающих в сельской местности, в удаленных и труднодоступных территориях, не имеющих возможности посещения учебного заведения и получающих общее образование в дистанционной форме.

Результаты такого мониторинга будут использованы в системе электронного образования для создания личной области ученика, где должна аккумулироваться вся информация о каждом этапе образования, касающаяся обучения: портфолио, оценки, задания, отчетные работы, учебники, методические материалы, а также дополнительные сведения.

Начальная (максимальная) цена госконтракта составляет 8,4 миллиона рублей. Работы должны быть выполнены до 19 декабря этого года. Заявки на участие в тендере принимаются до 14 октября, подведение итогов конкурса назначено на 18 октября.

Минобрнауки в 2014 г займется повышением зарплат учителям

Posted: 05 Oct 2013 11:55 AM PDT

Великий Новгород, 18 сен — РИА Новости. Повышение оплаты труда педагогическим работникам и ликвидация очередей в детские сады в течение ближайшего года останутся главными направлениями преобразований в сфере общего и дошкольного образования, сообщил в среду директор департамента стратегии, анализа и прогноза Минобрнауки РФ Григорий Андрущак.

Андрущак в среду в Великом Новгороде провел для педагогических работников семинар о реализации дорожных карт по преобразованиям в сфере образования в субъектах РФ.

"Повышение оплаты труда, ликвидация очередности в дошкольном образовании — это безусловные приоритеты на этот год. Я думаю, что на будущий год они также сохранятся. Кроме того, есть смежные темы, связанные с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов. Есть, безусловно, важная тема введения эффективного контракта", — сказал Андрущак.

Директор департамента также назвал приоритетной обоюдную работу министерства и представителей субъектов РФ, позволяющую наладить эффективную обратную связь.

"Министерство прекрасно понимает необходимость прозрачности и открытости. Результаты мониторинга на своем сайте будем размещать обязательно", — добавил он.

http://ria.ru/society/20130918/963975897.html

Рособрнадзор открыл ситуационный центр по вопросам ЕГЭ-2014

Posted: 05 Oct 2013 11:50 AM PDT

МОСКВА, 18 сен — РИА Новости. Ситуационный центр по вопросам кампании ЕГЭ-2014, который будет заниматься повышением объективности экзамена, начал работу в Рособрнадзоре, говорится в сообщении на сайте ведомства.

"В Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) начал работу ситуационный центр по вопросам ЕГЭ 2014 года. Он будет заниматься разработкой, оперативным анализом и реализацией мер, направленных на повышение объективности единого государственного экзамена и проведение его без нарушений", — сообщает ведомство.

Кампания ЕГЭ в 2013 году прошла на фоне многочисленных сообщений о нарушениях: публикации в сети до начала экзаменов заданий и ответов на них, развитии ЕГЭ-туризма, использовании мобильных телефонов, нарушениях правил приема экзаменов самими организаторами.

К работе ситуационного центра привлечены специалисты Рособрнадзора в области оценки качества, контроля и надзора в образовании, представители Федерального института педагогических измерений, Федерального центра тестирования, эксперты в сфере информационной безопасности.

"Кроме того, планируется приглашать специалистов других профессиональных сфер деятельности для выработки эффективных решений, так или иначе связанных с проведением единого государственного экзамена", — добавили в Рособрнадзоре.

http://ria.ru/society/20130918/963941453.html

Учителя будут проходить аттестацию онлайн

Posted: 05 Oct 2013 11:41 AM PDT

Минобрнауки переведет преподавателей школ, детсадов и колледжей на электронную форму подтверждения квалификации

Министерство образования и науки РФ до конца 2013 года планирует перевести педагогов с бумажной формы аттестации на электронную. Курировать проект будет департамент госполитики в сфере подготовки рабочих кадров и дополнительного профессионального образования Минобрнауки, сообщили «Известиям» в этом ведомстве.

Министерство планирует, что электронный «ЕГЭ для учителей» будут проходить педагоги детских садов, школ, учреждений среднего профессионального (ПТУ, колледжи) и дополнительного образования. Сейчас учителя раз в пять лет проходят аттестацию «на бумаге». Проверяется соответствие уровня квалификации занимаемой должности. Преподаватель должен предоставить аттестационной комиссии (формируется органами исполнительной власти, в ведении которых находится школа) сведения о своей деятельности с момента устройства на работу — о проведенных занятиях, успеваемости учащихся и т.д. Кроме того, учитель обязан пройти тесты в письменной форме по своему профильному направлению.

В Минобрнауки подчеркнули, что сейчас аттестация сопровождается большим бумажным документооборотом, а в части содержания порой проводится формально. Недостаточно разработаны измерители качества педагогического труда. К тому же нормативная база аттестации требует уточнения после вступления в силу 1 сентября нового закона об образовании.

— Назрела необходимость обновления регламента аттестации педагогов, — сообщили представители министерства.

О необходимости модернизации экзамена для учителей министр образования и науки Дмитрий Ливанов упоминал во время вручения премии «Учитель года России 2012».

— Процедура аттестации должна быть серьезно пересмотрена и не должна сопровождаться сбором со стороны учителя огромного количества документов, — сказал он.

Cопредседатель Российского профсоюза работников образования Андрей Демидов не считает необходимым проверять учителя каждые пять лет.

— Это избыточно. Нужно аттестовать молодого учителя в течение первых трех лет работы, после этого процедура должны быть добровольной. Учителя часто жалуются на большой объем отчетности. Ответственность за заполнение электронных форм опять же ляжет на преподавателей, — говорит Демидов. Переход на электронную отчетность он оценивает положительно — это может сократить время на заполнение документации.

Научный руководитель Института проблем развития образования «Эврика» Александр Адамский считает нововведение полезным.

— Этот вопрос нужно решать срочно, — уверен он. — Важно создать на уровне школ базу данных об учителях, чтобы организации, которым нужна та или иная информация, смогли взять ее оттуда, не делая лишних телодвижений.

Павел Панов

http://izvestia.ru/news/557220

Все лучшее — лучшим. Представлен рейтинг 500 лучших школ России

Posted: 05 Oct 2013 11:32 AM PDT

Елена Мухаметшина

Правительство представило первый официальный рейтинг 500 лучших школ России. По новому закону «Об образовании» такие рейтинги, составляемые независимыми экспертами, скоро станут обычным делом. Тогда по замыслу чиновников лучшие школы станут конкурировать за учеников, поскольку их количество будет прямо пропорционально финансированию. Соответственно, в будущем лучшие школы смогут принимать больше учеников. Хотя это может привести к снижению качества образования.

Вице-премьер Ольга Голодец и первый заместитель министра образования и науки Наталья Третьяк во вторник в РИА «Новости» представили первый официальный рейтинг 500 лучших школ России. В него вошли школы 77 регионов — таким образом, лишь шесть регионов оказались вне рейтинга. Кроме того, в рейтинге отдельно были выделены 25 лучших школ России.

Лучшей школой России оказался московский лицей № 1535, который занимает также первое место в рейтинге лучших московских школ, составленном департаментом образования столицы.

«Для нас важно, что эта школа заняла первое место. Лицей № 1535 создан в новое время, таких школ не было в советское время. Мы надеемся, что опыт лучших школ поможет всем остальным», — отметила Ольга Голодец.

Среди других образовательных учреждений из первой десятки — школа имени Колмогорова при МГУ, лицей № 239 из Санкт-Петербурга, школа при Уральском федеральном университете, учебно-научный центр Новосибирского госуниверситета, Центр одаренных детей в Мордовии, лицей № 1 в Брянской области, школа № 179 в Москве, лицей № 14 в Тамбове и гимназия № 9 в Екатеринбурге. Среди 25 лучших школ — школы из 16 регионов.

«Одна из задач этого перечня — показать, с каких школ брать пример. Попадание в перечень означает привлечение внимания к этой школе», — отметил Иван Ященко, глава Московского центра непрерывного математического образования, который составлял рейтинг школ.

«Согласно новому закону «Об образовании» независимая оценка качества образования проводится юридическими или физическими лицами. Основные цели — предоставление достоверной и независимой информации для потребителей образовательных услуг. Еще одной целью является повышение качества образовательных услуг», — напомнила первый замминистра образования и науки Наталья Третьяк. По ее словам, министерство будет использовать опыт лучших школ России.

«С этого года изменился порядок разработки образовательных программ. И как раз список примерных образовательных программ будет составлен на основании программ лучших российских школ», — заявила Третьяк. Также она рассчитывает, что эти школы станут стажировочными центрами для педагогов и управленцев из школ, которые не попали в рейтинг.

Третьяк рассчитывает, что губернаторы наградят директоров школ, которые вошли в рейтинг.

Соответствующее письмо с рекомендациями будет направлено Министерством образования и науки. Кроме того, она считает, что школам, которые вошли в рейтинг, можно в качестве поощрения выделить финансовую поддержку.

«Лидером рейтинга по количеству учреждений является Москва (89 школ), по охвату выпускников — Тамбов (15,4% от всех выпускников России, 15% — в Москве). Получается, что 15% выпускников обучается в лучших школах России, которые находятся в Тамбове. Это один из показателей того, что качественное образование является доступным», — считает Третьяк. По ее мнению, могут появиться и другие рейтинги, в которых школы будут оцениваться и по другим критериям — наличию инклюзивного образования, оценке условий, в которых проходит образовательный процесс, и другим.

Проблемой подобных рейтингов может стать то, что родители захотят перевести своих детей в лучшие школы. В результате количество учеников в этих школах резко вырастет.

С одной стороны, благодаря этому вырастет и финансирование школ. Но, с другой стороны, из-за роста количества учеников может ухудшиться качество образования в этих школах.

Иван Ященко рассказал «Газете.Ru», что сейчас при составлении рейтинга не учитывалось количество учеников в школах. «Это одна из проблемных ситуаций.

Самый простой способ достичь высокого среднего балла — выгнать половину учеников.

Мы обнаружили математическую школу, у которой средний балл по математике за ЕГЭ — 92 балла. Но когда мы спросили, сколько вы набираете человек в девятый класс, они сказали, что 90 человек. При этом выпускают они всего 30 человек. Если мы говорим, что у школы хороший потенциал, то пусть регион, как это делает Москва, дает ей большее финансирование, больше помещений. Лучшие школы вполне могут расшириться. Когда к тебе в школу придет еще один ученик, он точно не понизит тебе балл, а, может быть, повысит», — говорит Ященко.

По его мнению, школы в будущем будут конкурировать за детей. Он считает, что уровень образования не зависит от количества учеников. «Это вопрос к конкретной школе — кто-то готов к расширению, кто-то не готов.

Но рейтинг учитывает вклад школы в образовательное пространство России. Соответственно, у маленьких школ просто маленький вклад», — отметил он.

«У тех школ, которые не вошли в рейтинг, все впереди. Это сигнал к тому, что им нужно развиваться», — отметил Ященко. На вопрос, что же будет со слабыми школами и будет ли проводиться мониторинг таких школ, которым могли бы помочь образовательные программы или смена руководства, Наталья Третьяк сообщила, что подобного не планируется. «Все-таки мы должны популяризировать опыт лучших школ», — сказала она.

Составление рейтинга лучших школ основывалось на двух критериях — ЕГЭ и Всероссийской олимпиаде для школьников. По показателю единого госэкзамена оценивалась возможность получения выпускниками качественного образования. За каждого выпускника 2011–2013 года, который набрал не менее 220 баллов, школе начислялся один балл, а за ЕГЭ от 190 до 219 баллов — 0,5 балла.

Показатель Всероссийской олимпиады школьников в 2013 году позволил оценить результаты работы школ по выявлению и развитию талантливых учеников. За каждого призера и победителя Всероссийской олимпиады школьников (в зависимости от этапа олимпиады) начислялось от 1 до 10 баллов. Также у школ, вошедших в топ-500, должен быть хотя бы один победитель или призер заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников.

Никаких экспертных критериев при оценке школ не было. На этапе разработки критериев были рассмотрены данные по более чем 35 тыс. учебных заведений, а окончательный перечень был сформирован после анализа данных по 1601 школе.

http://www.gazeta.ru/social/2013/09/17/5656053.shtml

Рублем по парте

Posted: 05 Oct 2013 11:25 AM PDT

 1 сентября российские школы и детские сады начали жить по принятому в декабре 2012 года новому закону "Об образовании". Один из главных элементов закона — новые федеральные государственные образовательные стандарты. "Власть" изучила, как будут работать эти нормы.

Александра Романычева
В соответствии с новым законом каждая ступень образования регулируется подзаконными актами — федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС). Согласно новому закону, устанавливаются четыре уровня общего образования: дошкольное, начальное общее (1-4-й классы), основное общее (5-9-й классы) и среднее общее образование (10-11-й классы). Как указано в законе, стандарты представляют собой "совокупность требований, обязательных при реализации образовательной программы", и должны сформировать "готовность обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию", стать основой "организации образовательного процесса в образовательных учреждениях" и обеспечить ориентацию на "становление личностных характеристик выпускника". Новые стандарты вступают в силу в разное время для разных уровней школьного образования. Первым в 2011 году был введен ФГОС начального общего образования, по которому уже третий год учатся все первоклассники. Стандарт основного общего образования вступает в силу в 2015 году — как раз когда первоклассники 2011 года перейдут в пятый класс. Последний стандарт среднего общего образования вступает в силу в 2020 году — когда первоклассники 2011 года пойдут в десятый. Правда, школы могли в индивидуальном порядке начать использовать новые нормы раньше в качестве эксперимента.
 
Совершенно новый элемент — это дошкольное образование, которое впервые определено в новом законе как первый уровень общего образования. 28 августа 2013 года совет Минобрнауки по федеральным государственным образовательным стандартам утвердил соответствующий ФГОС, он должен был вступить в силу с сентября этого года, однако все еще находится на согласовании в Минюсте.
Формально стандарт распространяется на детей от двух месяцев до семи лет. Та его часть, которая связана с совсем ранним развитием, будет реализовываться через помощь семьям в воспитании детей, все остальное касается работы детских садов. Кроме того, планируется создать бесплатные диагностические, медико-социальные и психолого-педагогические центры. Подобные центры сопровождения могут быть как при дошкольных учреждениях, так и при школе.
 
Стандарт дошкольного образования принципиально отличается от остальных школьных стандартов. Это единственный уровень, где нет обязательных условий для перевода на следующий год и "освоение программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников". "Центральная идея этого стандарта — в игровой форме полноценное проживание детства, которое способствует развитию,— говорит директор Института развития образования НИУ ВШЭ и один из авторов проекта Ирина Абанкина.— В стандарте категорически отвергнута идея каких-либо результатов знаний и умений. Все результаты даны как целевые ориентиры с механизмами движения к ним".
 
По словам первого замминистра образования и науки Натальи Третьяк, стандарт "поможет убрать подмену детского сада школой, которая существовала долгое время и существует до сих пор". "Главная цель, которая должна стоять перед взрослыми,— умеренная подготовка к школе, создание условий для того, чтобы ребенок заинтересовался будущими уроками, а не боялся их",— заявила замминистра 30 августа. По ее словам, переход на новый стандарт займет не менее трех лет. "В рамках этого периода мы не будем никого торопить. Детсады полностью перейдут на новую систему работы тогда, когда они смогут",— указывает Третьяк.
 
Минобрнауки планирует разработку новых примерных образовательных программ и их методического оснащения: детский сад сам будет выбирать подходящую для себя программу. "Это сделано для того, чтобы не задавить творческую автономию педагогов, ориентируясь на то, из кого сформировалась группа, какие там особенности, как складываются взаимоотношения в группе",— объясняет Абанкина. По ее словам, на современное оснащение детсадов и подготовку педагогов дошкольного образования выделено 50 млрд руб.
Пока что по всей стране работает только один ФГОС — утвержденный в 2011 году стандарт для 1-4-х классов. В нем предусматриваются "обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательного процесса", то есть в привычном определении — внеклассные занятия. Обязательная часть составляет 80%, а необязательная — 20% от общего объема программы. В основную часть вошли семь предметных областей: филология, математика и информатика, обществознание, основы религиозных культур и светской этики, искусство, технология и физкультура. Вариативная часть должна содержать дополнительные дисциплины, которые выберут для себя школа и родители (например, иностранные языки, хореография).
 
Кроме урочной деятельности в основную программу включено десять часов внеурочной. И здесь, по словам Ирины Абанкиной, необходимо с нормативной точки зрения продумать механизм взаимодействия школьных учителей и преподавателей дополнительного образования. Основную образовательную программу реализуют учителя, поэтому либо преподавателей иностранного языка и хореографии зачисляют учителями в школы, либо им, как на аутсорсинге, вместе с финансированием передаются учебные часы. Вопрос упирается в финансирование. Школьным учителям с марта подняли зарплату, второе повышение планируется с 1 сентября 2013 года. В целом оклад учителей за год повысится на 13,8%, достигнув, таким образом, среднего размера по России — 26 тыс. руб. Но, согласно указам президента Владимира Путина от 7 мая 2012 года, преподавателям в сфере допобразования поднимут зарплату лишь к 2020 году. В итоге многие педагоги дополнительного образования уходят внутрь школы.
 
С 2015 года все школы начнут работать по новому ФГОСу основной школы. Стандарт для школьников 5-9-х классов — это предметная школа, подразумевающая "формирование научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений". В учебный план входят русский язык, литература, иностранные языки, история, обществознание, география, математика, информатика, физика, биология, химия, изобразительное искусство, музыка, технология, физкультура, ОБЖ и основы религиозных культур и светской этики.
По мнению экспертов, главная проблема упирается опять же в финансирование, оснащение кабинетов и наличие пособий. "В предметной школе очень важно, чтобы это был оснащенный современный процесс, потому что педагоги работают, и, когда педагог рассказывает на пальцах, без оснащения, мы теряем ребят естественнонаучной направленности, а интерес к опытам в этой сфере формируется именно в 12-13 лет",— отмечает Ирина Абанкина.
 
Самым спорным до сих пор остается вариант образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Первый проект программы для 10-11-х классов был представлен 15 февраля 2011 года и не вызывал возмущения до того момента, пока учитель русского языка и литературы 57-й московской школы Сергей Волков в своем блоге не опубликовал письмо, в котором в доступной форме и простым языком объяснил суть стандарта. Из письма следовало, что, согласно новым образовательным стандартам, вместо привычного набора обязательных предметов ученики старших классов теперь будут проходить только три курса — ОБЖ, физкультуру, новую дисциплину "Россия в мире", а также выполнять некий индивидуальный проект. Все остальные уроки переходят в разряд "по выбору", и из них школьники обязаны взять себе еще семь предметов. Выбранные дополнительные курсы захватывали все шесть обязательных предметных областей, которые включают те же дисциплины, которые школьники изучают сейчас. Но предлагаемые правила не позволяли выбрать предметы из одной категории — стандарт не давал выбирать больше двух родственных предметов. Под письмом Волкова подписались десятки тысяч возмущенных комментаторов. В итоге принятие ФГОСа отложили, и документ отправился на доработку. Утверждение этой версии документа было приостановлено по личному указанию тогда еще премьера Владимира Путина.
 
Новый проект появился 15 апреля и 7 июня 2012 года был зарегистрирован Минюстом России. В соответствии с ним учебный план ученика старшей школы должен содержать девять или десять учебных предметов. Обязательными предметами стали русский язык и литература, математика, иностранный язык, "Россия в мире", физическая культура, ОБЖ и индивидуальный проект. Кроме того, необходимо выбрать один предмет из естественных наук (естествознание, физика, химия, биология, экология) и еще один, помимо "России в мире", предмет из общественных наук (обществознание, история, география, экономика, право). В тех случаях, когда этот выбор предусмотрен, ученик сам решает, какой курс выбрать — базовый или углубленный. Всего профильных курсов, ориентированных по задумке авторов стандарта на последующее профессиональное образование, в учебном плане ученика должно быть три или четыре. Кроме того, ученику предлагается несколько дополнительных предметов, к которым относятся, например, астрономия, психология, дизайн, искусство и история родного края. ФГОС предусматривает не более 37 бесплатных часов в неделю. Дополнительные учебные часы ученик может получить за отдельную плату.
Фактически стандарты для школьников 10-11-х классов построили на системе, которая в последние годы вводится во многих университетах. В высших учебных заведениях она называется кредитно-модульной системой, которая предполагает изучение нескольких обязательных профильных дисциплин и по выбору пять-шесть факультативов, каждому из которых присваивается определенное количество условных зачетных единиц, так называемых кредитов. Студент составляет собственный учебный план, исходя из своих предпочтений и получая нужное число необходимых "кредитов". Подобное подстраивание образовательной программы под интересы, способности и запросы ученика, по мнению авторов программы, должно помочь школьнику в выборе будущей профессии и в поступлении в вуз. "Это возможность для детей, у которых есть склонность к истории или, например, к математике, получить углубленную программу именно по этому предмету. Государство гарантирует определенный минимум учебных часов в неделю. Сегодня это 36 часов в неделю. В новом стандарте их будет 37. Но в рамках этих 37 часов ученик получает гораздо большую свободу выбора. За выбор углубленных предметов платить не надо. Все, что укладывается в рамки программы 37 часов в неделю, будет бесплатным",— уверял в июне 2012 года министр образования Дмитрий Ливанов.
 
Новый стандарт вступит в силу в 2020 году, то есть когда первоклассники 2011 года, отучившиеся все десять лет по новым стандартам, пойдут в старшую школу. Однако в школах, готовых перейти на новую образовательную программу, он будет введен уже с сентября 2013 года. По мнению профессора кафедры истории МПГУ Елены Галкиной, несмотря на то, что у государства есть обязательство финансировать образование в границах стандарта, необходимо иметь в виду, что стандарт очень рамочный. Это дает большой простор для развития платных образовательных услуг в школах. "37 часов — это чуть больше, чем было раньше, но чем наполнить эти 37 часов? Можно наполнить какой-то информацией, которая не поможет человеку поступить в приличный университет, не поможет его дальнейшей социализации, а можно наполнить чем-то стоящим",— предостерегает она.
 
Директор лицея "Ковчег-XXI" Рустам Курбатов относится к идее вариативного образования хорошо и считает, что пора расстаться с моделью, когда всех учат всему подряд в полном объеме: "Вот эта возможность выбора — это очень трезво и правильно. Это приближает нас к западному образованию, и это приближает нас к реальности, уводит нас от коммунистического мифа о том, что всему можно научить. Ясно, что дети так не делают. Они выбирают несколько предметов и по ним пашут. Теоретически эта модель является верхом либерализма". Однако на практике это может превратиться в удвоение бумажной работы для учителя и администрации школы. "Когда говорится, что каждый из 30 учеников выбирает свой профиль, надо посмотреть в глаза школьному завучу, который будет составлять расписание: это практически невозможно",— говорит Курбатов.
 
Бумажной работой загружены и учителя, которым приходится писать, по сути, авторские образовательные программы. "Учителя мне, как председателю профсоюза, говорят: мы по две недели тратим на каникулах, чтобы создать этот труд,— отмечает сопредседатель независимого профсоюза работников образования "Учитель" Андрей Демидов.— Труд достаточно бессмысленный, потому что все это превращается в формальное переписывание каких-то очень сложных словесных конструкций".
 
Рустам Курбатов указывает, что степень свободы учителей в выборе программы ФГОС регулирует нечетко: "Только один вопрос, который касается меня как учителя: будет ли у меня немножко больше свободы? В смысле права выбора учебника, программы. Я попытался разобраться в документе. Вместо прежней фразы "школа работает по программам, составленным на основе..." появилась другая формулировка — "по программам, составленным с учетом примерных программ, утвержденных министерством". Разработчики пояснили: "Эта формулировка — результат нашей двухлетней борьбы. Теперь каждая школа может писать свою программу, инспектор бессилен, и только прокуратура может разобраться, написана программа с учетом или без учета"".
 

Комментариев нет :

Отправить комментарий