четверг, 21 ноября 2013 г.

Новости образования

Новости образования


Идеальное будущее школьного образования

Posted: 21 Nov 2013 12:52 AM PST

Интервью с зам. директора по науке лицея «Вторая школа», директором Вечерней многопредметной школы (ВМШ) при лицее «Вторая школа» Александром Ковальджи. Беседовала Наталия Демина.

Какой вам видится связь между проходящими в России реформами науки и образования?

Наших реформаторов мало интересует наука, и мало интересует образование. Их они рассматривают чисто прагматически, как некоторую сферу деятельности, в которой надо наводить порядок. А порядок в их представлении – это вертикаль власти, это некий винтик в механизме, который должен крутиться по их понятиям хорошо. А хорошо – это значит по очень примитивным критериям, типа среднего балла, ЕГЭ и так далее. И, конечно, экономия денег.

И получается так, что когда люди думают не о том, что, на самом деле, важно, а о том, что легче измерить и урезать, то естественно система начинает работать неправильно. Подумаем, для чего объединяли, укрупняли школы или вузы? С целью оптимизации расходов. Было 5 директоров, – станет один директор или один ректор. Экономия! Или, казалось бы, если в одной школе у детей невелик выбор профильных предметов, объединим, сделаем большую школу, и будет больше профилей. Во многих странах Европы так и делают. Создали образовательные комплексы, и в них вроде бы ребенок может найти всё: кому-то интересна математика, кому-то иностранные языки, а кому-то – биология.

Но на деле получается не так. Те же американцы укрупняли-укрупняли школы 20 лет подряд, а потом поняли, что это не оправдано. Исследования психологов, социологов и педагогов показали, что в образовательных комплексах учителя и директора не так болеют за школу, не воспринимают ее как часть своей жизни. Эффективный менеджер – это не тот человек, который переживает за каждого ребенка. У него уже некий «глобальный» уровень мышления и принятия решений, за которыми он перестает различать детей. Ему нужны отчеты подчиненных, нужны всякие планы, программы и так далее. А для учителя это большой конвейер, в котором нет своего класса.

Для настоящей школы это губительно, если понимать школу как глубокое общение между людьми, где нужно увлечь ученика своим любимым делом. Если ученика не увлечь, то никакие самые передовые технологии не могут достичь тех же результатов, каких удалось добиться настоящему учителю-энтузиасту или директору, который очень любит свою школу и вкладывает в нее душу, а не только зарабатывает себе баллы и деньги. Так, Александр Попов, директор Челябинского лицея №31, очень любит школу, она часть его его существа. И поэтому он все время думает, как помочь каждому ребенку, как улучшить преподавание, он гибко реагирует на любые новые возможности или трудности.

А когда школа превращается в технологическую цепочку, когда запрограммированы все действия, то и учителя, и дети начинают чувствовать себя неуютно. Дети чувствуют, что попали в конвейер, что личность уже особо никому не важна, от них лишь требуется выполнения каких-то заданий, движения по «конвейеру», от контрольных и экзаменов к финальному выпуску «готовой продукции».

Пока, наконец, чиновники не поймут, что нельзя методы технологической настройки оборудования, которые применяются к заводам, фабрикам и так далее, применять к школе и к живым детям, школьное образование будет страдать. Те же американцы сейчас свои огромные комплексы разукрупняют обратно. Они посчитали, проведя тщательные исследования, что оптимальный размер школы – около 500 человек.

Кроме того, практика показала, что специализированные школы – не там, где есть все профили, а где направление работы сфокусировано на одной области: физмат школа, биохимическая, лингвистическая, биологическая и так далее, они более эффективны. Там можно собрать команду преподавателей, профессионалов, которые любят свой предмет, и там возникает особая среда общения. Когда у всех детей в такой школе есть главное увлечение, то дети начинают расти как на дрожжах. В атмосфере, где собраны увлеченные дети и увлеченные учителя, где у всех общий предмет увлечения, качество обучения гораздо выше, чем в школе, фрагментированной на маленькие кусочки профильных классов, и где учителя не представляют собой единого коллектива. 

Но если школа объединена под одной крышей лишь формально, то это уже не целостный организм. Разве что в ней есть общая бухгалтерия, общий директор, который не очень вникает в детали. Но сам учебный процесс всё равно фрагментирован, математики решают свои проблемы, а гуманитарии – свои. Кроме того, система формальных показателей качества обучения и успешности учителей построена так, что детям выгоднее выбирать предметы попроще, чтобы набрать нужное количество кредитных баллов. И учителям тоже выгоднее упрощать свой курс, чтобы дети становились более «успешными».

Этот культ успешности пошел из Америки. Там очень многонациональное и многослойное общество, там сложный социальный, интеллектуальный, культурный, религиозный состав населения, и было очень трудно обучать всех детей на высоком уровне. Поэтому там ввели дифференцированное обучение, которое якобы по выбору. Но понятно, что ребенок из бедной негритянской семьи, конечно, не будет выбирать себе сложный – профильный уровень по разным предметам.

Но смысл был не в том, чтобы дети лучше учились, а в том, чтобы уменьшить социальную напряженность. Во времена президента США Дж. Кеннеди в стране были серьезные этнические и социальные конфликты. И кто-то из психологов выдвинул идею, что для снятия напряженности в обществе нужно детей больше хвалить и меньше ругать. И вообще у ребенка должно быть впечатление, что у него всё ОК.

Поэтому сейчас мы наблюдаем, что в американских школах запрещено ставить двойки, запрещено критиковать учеников, и вообще учитель связан по рукам и ногам, он только «урокодаватель». Некоторые наши учителя, которые уезжают в Америку, сталкиваются с колоссальными трудностями, когда родителям нельзя сказать правду. Как только они родителям говорят: «У ребенка такие-то проблемы, надо бы …», те тут же жалуются директору, и директор ставит вопрос об увольнении учителя из школы.

Странно, да.

К сожалению, мы идем по этому же пути. То есть мы копируем чужой опыт, причем копируем без разбора, без попытки привязать его к нашим традициям, нашим условиям, к нашему благосостоянию, копируем грубо и бездумно. И я для себя объяснил, почему это так. Конечно, у нас есть свои проблемы, их надо решать, но у нас совершенно не тиражируется, не транслируется собственный положительный опыт. У нас масса «историй успеха» в разных городах и разных школах. Но этот опыт так и остается уникальным событием. Ни Российская академия образования, ни Министерство образования и науки не посылают туда специальных комиссий, делегаций, чтобы этот опыт как-то обобщить или хотя бы зафиксировать. Все наши учителя-новаторы работают сами по себе, их опыт открыт лишь узкому кругу лиц.

Почему это происходит?

На мой взгляд, государственная система устроена у нас по принципу формальной эффективности. Делается то, что можно реализовать побыстрее, то, что можно реализовать с наименьшими затратами сил и денег, и в то же время позволит обогатиться тем, кто эти реформы проводит. Когда наши большие чиновники берут и копируют чужой опыт, то, во-первых, они ничего не придумывают сами, но все лавры пожинают. Все денежные потоки все равно идут через них, и они их распределяют, и они знают, как их осваивать. Вот в этом беда.

Экономический механизм государства устроен так, что власти выгодно часто устраивать крупные реформы. И это путь к катастрофе. У нас государственная система работает без обратных связей, у реформируемых никто не спрашивает, хотят ли они этих реформ, а главное, никто не интересуется, хорошо ли они проведены. Нужно лишь поставить галочку в отчете и переходить к следующей реформе. Так устроена наша система управления.

Как вы относитесь к инициированной властью реформе Академии наук?

Как только я об этом услышал, то подумал, что решили закрыть последний источник самостоятельности и, как говорят, вольнодумства. Я еще тогда не знал про «Академсервис» и прочее. Самоуправляемая система никак не может вписаться в нашу вертикаль власти. Она не подчиняется логике наших высших чиновников. Поэтому я думаю, что главным устремлением было, все-таки, подчинить ученых и управлять ими напрямую. А если задача «подчинить и управлять», то естественно этим должны заниматься менеджеры, а не члены Академии наук. Отсюда и возникает идея управления имуществом. То есть заодно оказывается, что это еще и выгодно. Выгодно тем конкретным людям, которые этим будут заниматься.

Кроме того, я думаю, что здесь большую роль играет неуважение к науке. Денежные воротилы, которые расплодились в высших эшелонах власти, понимают, что для того, чтобы хорошо жить, совершенно не нужно хорошее образование. Нужно лишь уметь добраться до рычагов власти, до денежных потоков и дальше это все распределять и осваивать. И эта логика, что главное – тотальный контроль и управление финансовыми потоками, порождает раздражение чиновников ко всяким умникам, которые что-то там позволяют себе говорить, когда у них нет ни власти, ни денег. Независимое мнение – постоянный источник раздражения.

Именно поэтому наши высшие и низшие чиновники охотно присваивали себе липовые звания докторов и кандидатов наук. Но это было лишь побрякушкой вроде браслетов и дорогих машин. А то, что наука – дело серьезное, наука – дело стратегическое, это выпадало из логики обогащения, логики власти, которых они добивались.

И еще одна причина, которая все это породила, состоит в том, что Россия – слишком богатая страна. То есть она настолько богатая, что можно иметь абсолютно неэффективную систему управления и при этом обеспечивать беззаботную жизнь, по крайней мере, высшим эшелонам власти. Над этим один экономист очень горько пошутил: «Нашему правительству, нашему руководству достаточно иметь 120 000 специалистов на всю страну, которые будут обслуживать нефтяную и газовую трубу. Все остальные не нужны, они просто лишние люди». И пока у нас такое незаработанное трудом и профессионализмом благосостояние будет продлеваться, боюсь, что ничего не изменится. Пока не рухнут цены на нефть, наше государство будет позволять себе такие безобразные поступки в виде разгона Академии наук и унижения ведущих ученых.

Потом они же приползут к этим академикам с просьбой: «Спасайте, придумайте что-нибудь, чтобы страна не пришла к полному развалу». Всё это чванство, неизбежно, кончится, как только в стране начнутся серьезные проблемы. А проблемы начнутся довольно скоро. По прогнозам специалистов грядет так называемая «сланцевая революция», когда будут освоены уже созданные дешевые технологии добычи нефти и газа из сланцев. В Америке эти дешевые технологии настолько развиты, что в США перестали закупать нефть и газ, им хватает своих. Если Украина освоит эти технологии, а у них гигантские залежи сланцев, то наши нефть и газ им больше не понадобятся. И цены на углеводороды обрушатся. А у нас половина бюджета держится на нефтяных доходах. И тогда окажется, что у нас нет нормальных дорог, ни на машиностроения, ни сельского хозяйства, и вообще страна не интересна миру. Единственное, что у нас останется, распродавать территории.

Критики говорят, что Академия наук не могла себя, как Мюнхгаузен, самореформировать, что обязательно нужно было давление извне. Вы верите в возможность самореформирования крупной системы?

Сначала, надо понять, в каких условиях функционирует эта крупная система. Крупная система хорошо функционирует, когда работают те самые обратные связи, когда что-то разрабатывается, что-то внедряется, когда та же Академия наук не висит в безвоздушном пространстве. Нобелевский лауреат Жорес Алферов написал письмо Президенту со словами: «У нас множество первоклассных разработок, которые не внедряются, некому внедрять. Нет технологической базы, нет денег». Значит эта крупная система, по-настоящему, не востребована, нет приводных ремней, и мотор крутится вхолостую.

Наука в системе, в которой она не востребована, не может нормально развиваться, и тем самым не может реформироваться. Потому что она же не может ради самой себя существовать. Наука – всегда часть государства. Она, во-первых, должна развивать технику, экономику, во-вторых, она должна развивать образование, а наука у нас тоже достаточно отстранена от образования. Мы сейчас говорим о том, что надо как-то наладить такую связь между наукой и образованием, но связи нет, и денег на это нет, и политической воли на это нет. У нас сейчас загибается журнал «Квант», едва дышит, а кого это волнует? Когда-то журнал «Квант» выходил тиражом в 300 тыс. экземпляров, а сейчас – 3 000. В другом бы государстве чиновники от науки и меценаты бросилось спасать такой журнал.

Кажется, что такая же судьба у многих научно-популярных журналов.

Я вижу, что все беды от того, что у нас больное государство. Дело не в Академии наук, а в том, что разваливается всё, куда ни посмотри. И одна отдельно взятая Академия наук не может чувствовать себя хорошо и провести отдельно взятые успешные реформы. Тут нужны глобальные перемены. У нас же перевернутая пирамида власти, когда любой чиновник подчиняется не людям, а только более высокому чиновнику. Он абсолютно не зависит от тех, ради кого он существует. Чиновник давно перестал быть слугой народа. Он – слуга вышестоящего начальника, обслуживает своего патрона. Если он плохо будет обслуживать, его поменяют на более услужливого. Так формируется отрицательный отбор по вертикали власти: всплывают на поверхность не те, кто болеет за дело, а те, кто умеет лучше угодить. Причем угодливым прощаются многие прегрешения в особо крупных размерах.

И что же делать? В условиях, когда нет нормальной политической системы, выборов, суда, создавать какие-то локальные ниши для выживания всего живого?

Дело в том, что у нас всё живое пытаются закатать под асфальт. Потому что живое раздражает и пугает начальников, им удобнее, как при социализме, планово-распределительная система, к ней и возвращаемся.

Как живется «Второй школе»?

К нам приходили очень настойчивые предложения с кем-нибудь объединиться. Но мы находили веские аргументы, почему такое объединение – неудачное. Тогда нам предлагали новые варианты. Где-то после четвертого предложения, когда мы опять отбились, от нас временно отстали. Но я не знаю, надолго ли отстали.

Продолжается ли в Москве процесс укрупнения-оптимизации?

Да, к сожалению, он продолжается.

Насколько он удачен?

По-моему, он не может быть удачным. Возможно, с точки зрения экономики, на объединившиеся образовательные организации стали меньше тратить денег, но если говорить психологически, то уже сложившиеся коллективы разрушены, так как они уже не имеют возможности самоорганизовываться, как это было раньше. Но я говорю о лучших школах. Понимаете, если какая-то школа в полном упадке, то ее что объединяй, что не объединяй... Я говорю о хороших школах. Даже школа № 57 и та стала говорить, что ей тяжело с новой школой, где всё не так.

Сейчас школы теряют индивидуальность. Школы были разные. Были обычные, были специальные, школы для трудных детей, для больных детей, логопедические школы. Сейчас введено финансирование по одинаковым правилам. И мы сразу почувствовали проблемы, у нас была система ассистентов. Нам было важно, чтобы, во-первых, детям уделялось больше внимания, потому что когда учитель один, это одно, а когда у него есть помощник, то можно вдвое быстрее отвечаь на любые вопросы, раздать любые материалы, проверять домашние работы.

Кроме того, такая система способствовала воспроизводству хороших учителей. Те старшеклассники, студенты, выпускники, которые приходили ассистентами, довольно быстро вырастали в преподавателей. При такой системе не нужно было никаких пединститутов, они уже овладели методикой, у них уже есть материалы, есть опыт общения с детьми и коллегами и так далее.

И нынешняя «уравниловка» нас подкосила, потому что мы стали экономить на совместителях, на полставочниках, на ассистентах. Это конечно беда, ведь для сильных школ такое самовоспроизводство необходимо как воздух. Сейчас мы пытаемся эту систему удержать. Мы – математическая школа, а сейчас принята программа поддержки математических школ, значит, мы как-нибудь выплывем. Мы стали ресурсным центром, будем читать лекции и зарабатывать себе деньги. Но что делать обычным школам, не математическим, не биохимическим и не языковым? Как они будут выживать, я плохо себе представляю.  

Алексей Сгибнев, учитель школы «Интеллектуал», рассказал о том, что у выпускников, сдававших ЕГЭ честно, были проблемы из-за того, что списавшие получили более высокие баллы. Ваших выпускников как-то это затронуло?

У нас всегда был высокий балл по ЕГЭ, поэтому практически все, кто хотел куда-то поступить, туда и поступают. Но есть проблемы в течение года. Поскольку многие родители знают про все эти безобразия с ЕГЭ, то они думают, какие меры предпринять. Сначала они боялись кавказских республик, где было много «стобальников», непонятно каких и откуда взявшихся. Это очень напрягало родителей. Ведь стобалльники автоматически зачисляются в вуз и, тем самым, сокращают число бюджетных мест для поступления.

Сейчас к этому добавилось глобальное списывание, которое резко повысило число нечестных поступающих. В этом смысле родители мандражируют, они пытаются нанять репетиров. И хотя мы объясняем, что репетиторы не нужны, что качество обучения у нас достаточное, все равно они на это идут. Это ведет к перегрузке детей. Но родителям кажется, что если они отстегнули деньги на репетитора, то исполнили свой долг, для большей надежности. А то, что ребенок недосыпает или спит на уроке, их не волнует. Короче говоря, с ЕГЭ, проблема тяжелая.

У вас есть решение этой проблемы? Что делать с ЕГЭ в наших условиях в России?

В условиях России я бы, конечно, многое поменял. Во-первых, ЕГЭ лучше бы спустить на уровень 9-го класса, там бы он был более-менее уместен. Тогда он будет проверять действительно, насколько дети усвоили базовую школьную программу. Потому что совмещение выпускного экзамена с поступлением в вуз, – это ложная посылка. Да и борьба с коррупцией породила лишь новую коррупцию. Получилось только хуже. Все, кто предупреждал о последствиях такого ЕГЭ еще в 2001 году (я специально перечитывал статьи), как в воду глядели: то, что мы сейчас пожинаем, это было ясно еще тогда.

Вам скажут, что дети из регионов теперь могут поступить в центральные вузы, что возросла географическая мобильность.

Во-первых, здесь и не пахнет равноправием, потому что ребенок из сельской местности не может подготовиться к ЕГЭ так, как это могут дети в крупных городах. Потом ребенок сюда приезжает без мамы и папы, особенно если семья небогата, то как он проживет при московских ценах, абсолютно заоблачных для жителей из глубинки. Ребенок просто не сможет учиться здесь по материальным соображениям, потому что на стипендию не проживешь, а родственников поблизости нет, это страшное дело.

Но как же организовать систему поступления в вузы без ЕГЭ? Вернуться к прежней системе?

Давайте смотреть, что делается. Допустим, позакрывали кучу так называемых неэффективных вузов в регионах. Но они могут быть неэффективными по сравнению с Москвой и Санкт-Петербургом, а у себя в регионе они выполняли самую что ни на есть жизненно важную функцию. Они обеспечивали и воспроизводство кадров, и образование, и медицину, а их признали неэффективными по сравнению с самыми лучшими вузами и позакрывали. Это же просто вредительство.

Или у нас была кампания по закрытию педагогических вузов, что их надо присоединять к университетам, и в результате опять же оголили провинцию. Раньше были свои пединституты, которые поставляли учителей. А сейчас непонятно, кто пойдет преподавать. Тоже самое и с врачами и так далее. У нас ведь сначала бросают лозунг, а дальше под него подверстывают всё остальное.

По моим понятиям, российская школа переживает очередные тяжелые времена. Есть большой накопленный эффект проблем. Он состоит в том, что учителя находятся в достаточно униженном состоянии. Профессия учителя воспринимается как неперспективная для карьеры, профессия не денежная, профессия тяжелая, из этого следуют психологические проблемы. Если проверять тетради честно, то это очень тяжелый труд. Индивидуальная работа со школьниками – это очень тяжелый труд.

Короче говоря, профессия учителя и тяжелая, и не престижная, а потому талантливая молодежь в учителя не идет. Но ведь главная фигура в образовании – это учитель. Если есть хороший учитель, то у него может не быть хорошего учебника, но он хорошо научит. И наоборот, если учитель не любит свою профессию, если он слабый учитель, то ему дай самые лучшие программы, самые лучшие учебники, он ничему детей не научит.

Поэтому самая главная проблема образования – это престиж профессии учителя, оплата его труда, его нагрузка. Если профессия учителя будет уважаема в обществе, то можно не думать о стандартах и программах, напротив, состоявшиеся учителя сами предложат, что и как нужно менять.

У чиновников и общества должно быть доверие к учителю. Однако ими все время пытаются управлять. Сейчас, например, чиновники предлагают отменить домашние задания. Это же позор для государства! Предлагающие такое люди занимаются не своим делом. Представьте себе, что генеральный конструктор Сергей Королев занимался бы вопросами винтов и гаек в слесарной мастерской, это не его уровень: слесарь лучше знает, какие ему нужны винты и гайки, и как их закручивать, для этого не надо Постановления Правительства.

Как раз об этом была передача на телеканале «Мир», и я сказал, что давайте доверять учителям. Например, у нас в школе есть разные типы учителей. Одни придают большое значение домашнему заданию, они специально подбирают задачи, специально разбирают их на уроках, это некая часть их обучающего процесса. Но есть не менее успешные учителя, которые совсем не задают домашних заданий, у них ставка на другое: они развивают интерес школьников, устраивая какие-то беседы, факультативы, советуют специальную литературу.

Еще есть учителя, которые задают домашнее задание, а потом его не проверяют. У них такая система: они в начале урока дают десятиминутную проверочную работу, если человек дома не потренировался, он, скорее всего, провалит эту десятиминутную работу. Дети сами понимают, что «домашка» – им в помощь, чтобы они могли разобраться что к чему и, соответственно, проверить себя на следующем уроке.

Систем много, и не надо всё это унифицировать, не надо ничего вводить или запрещать. Учитель, если он профессионал, лучше знает, как ему работать с детьми. Также как не надо издавать Указов Президента или Постановлений Правительства как медсестрам делать уколы. Это не уровень верховной власти, это уровень соответствующих медицинских учреждений.

Нынешняя тенденция к заорганизованности и ручному контролю меня тревожит. Чиновники пытаются всё и подмять под себя, при этом считая, что раз они проводят реформы, то знают, как лучше.  Я читал книгу об  американском опыте внедрения всяких школьных реформ, их аналитики пришли к выводу, что даже очень хорошие идеи не проходят, если директора, учителя и родители плохо понимают, зачем это нужно. Все должны участвовать в процессе внедрения, – нельзя так, что сверху что-то валится, а мы все начинаем это брать под козырёк. Тогда получается только хуже.  

И школа, и наука – системы достаточно консервативные, в хорошем смысле слова. Они хотят очень осторожно внедрять всё новое, потому что разрушить старое легко, а приживить новое – очень трудно. Так же как нелегко прививать растения, и еще труднее прививать какие-то нововведения. Тем более что иногда эти нововведения не продуманы, не проверены, не своевременны. 

О том, какой была бы программа-минимум А. Ковальджи, стань он министром образования, читайте во второй части интервью

http://polit.ru/article/2013/10/28/kovaldgi_interview1/

Спасти учителя

Posted: 21 Nov 2013 12:50 AM PST

Профессия учителя становится все менее престижной не только в России, но и в других странах. Как переломить эту ситуацию, «Газете.Ru» рассказал руководитель Центра государственной политики Католического университета Чили Франциско Кларо – основатель проекта по повышению статуса педагогической профессии Elige Educar, ставшего финалистом премии Международного инновационного саммита в сфере образования WISE Awards 2013.

В столице Катара Дохе завершился пятый Всемирный инновационный саммит в сфере образования (WISE 2013). Среди его главных тем обсуждались недооцененность учительского труда и, как результат, катастрофическое падение престижа педагогической профессии. Переломить эту ситуацию пытаются во многих странах, но на сегодняшний день лучшим из предлагаемых решений проблемы жюри саммита признало чилийский проект Elige Educar, сумевший доказать свою эффективность всего за три года существования.

Об этом проекте «Газете.Ru» рассказал его основатель — руководитель Центра государственной политики Католического университета Чили Франциско Кларо.

— Никто не ставит под сомнение ту огромную роль, которую играет учитель в развитии общества. При этом во многих странах статус учителя сегодня настолько занижен, что в педагогические вузы идут лишь те выпускники, которым не нашлось места на более престижных специальностях. В Чили мало профессионалов в государственном секторе. И это не может не сказываться на уровне образования в стране – наши дети, участвующие в международных тестированиях, показывают очень низкие результаты.

Цель нашего проекта – привлечь талантливых студентов в педагогические вузы, создав им соответствующие условия и, главное, изменив отношение государства и общества к профессии учителя.

— Что следует сделать в первую очередь?

— Первое, что нужно сделать, чтобы изменить отношение к профессии, – поменять условия, в которых работают учителя. К сожалению, в Чили, как и в России, учителя очень загружены работой. Нагрузка учителя в нашей стране составляет в среднем 33 академических часа в неделю. В идеале должно быть в полтора раза меньше. Я всегда стараюсь опираться на факты.

И таким фактом является доклад фонда Маккинзи, исследовавшего страны, образование в которых признано лучшим в мире, – Финляндию, Гонконг, Японию, Сингапур, Южную Корею. Так вот, в Финляндии нагрузка учителя не может превышать 20 часов в неделю (в России ставка составляет 18–20 часов, однако в реальности учителя работают на 1,5–2,5 ставки, отсюда и относительно высокие зарплаты, фигурирующие в официальных отчетах. – «Газета.Ru»). Еще два часа в неделю отводится на профессиональное совершенствование.

Вторая причина падения статуса учителя – низкая заработная плата. У начинающего педагога она почти в четыре раза меньше средней по стране.

У учителей со стажем зарплата выше, но все равно вдвое меньше, чем у людей с таким же опытом работы в других профессиях. Сейчас мы пытаемся лоббировать закон, ограничивающий число учебных часов, которые ведет учитель, а также предусматривающий повышение зарплаты в зависимости от профессионализма и успехов учителя. Этот документ уже принят в нижней палате парламента.

— Кто и как будет оценивать эти успехи и профессионализм? В России мы это уже проходили и имеем отрицательный опыт, когда стимулирующие надбавки «за качество» работы распределяются на основании субъективного мнения директора школы.

— В нашем законе прописаны совершенно объективные критерии. Прежде всего, выпускники педагогических вузов должны будут проходить тестирование, оценивающее их умения и знания по нескольким параметрам.

Те, кто успешно справится с этим тестом, сразу получают зарплату на 50% больше базовой.

Это первое тестирование является обязательным. А дальше учитель может тестироваться уже добровольно. И не только по своей специальности, но и по различным дополнительным компетенциям. У тех, кто сможет продемонстрировать хорошие результаты, зарплата будет повышаться.

— А какие условия новый закон предложит студентам педвузов?

— Такой закон уже работает – благодаря нашей инициативе три года назад обучение для студентов педагогических университетов, успешно окончивших школу и прошедших вступительные испытания, стало бесплатным.

Сейчас в Чили это единственная специальность, обучение по которой оплачивается государством.

Кроме того, 20% лучших студентов педагогических университетов получают стипендию. Но в том же законе прописана и обязанность выпускников после окончания обучения отработать два года в школах для непривилегированных детей. В школы, расположенные в бедных районах, где много неблагополучных семей и трудных подростков, привлекать учителей гораздо сложнее.

— А ваши выпускники справятся с работой в таких школах?

— Сразу – нет. Ни в коем случае нельзя сразу бросать вчерашних студентов в школу, даже в самую лучшую. Хотя бы год после выпуска они должны потренироваться в преподавании, с ними должны работать психологи. Кроме того, у нас есть отдельные стипендии, предполагающие бесплатное переобучение для людей с высшим образованием, желающих работать учителями.

Например, инженер, поработав год с наставником, может стать учителем математики.

Будет меняться и сама программа обучения. Мы сейчас проводим исследования подготовки старшеклассников, которые собираются в университеты. Причем речь идет не только об их знаниях, но также и о том, насколько они приспособлены к жизни, готовы работать в команде. На основе этого исследования будут выработаны рекомендации для вузов, готовящих учителей.

— Ваш эксперимент продолжается уже четыре года. Есть ли уже результаты?

— Для того чтобы понять это и оценить, стоит ли продолжать проект, мы наняли лучшую консалтинговую компанию. Проводящиеся два-три раза в год опросы населения показывают, что на сегодняшний день отношение в обществе к учителю изменилось в лучшую сторону на 10%. Конечно, это небольшая цифра. Но на фоне общего негатива в стране (всевозможных протестных акций, в том числе студенческих против платного образования) она выглядит очень позитивно.

Кроме того, после принятия закона о полной оплате обучения государством люди пошли в профессию: приток студентов в педвузы и конкурс в них увеличились на 50%.

Нам очень помогает пресса, и это ключевой момент. Только госаппарат и сами университеты не смогли бы достичь такого результата, если бы не была организована широкая кампания в СМИ, подробно освещающая наши инициативы. Мы запустили программы про образование на самых популярных радио- и телеканалах, постоянно проводятся интервью с учителями и старшеклассниками, выбравшими для себя профессию педагога. Нашу яркую контрастную рекламу также можно увидеть повсюду – в СМИ, на улице, в метро.

— Все ли из ваших инициатив удастся осуществить?

— Сложнее всего поменять условия, в которых работает учитель.

Так, мы не можем сразу сократить нагрузку до 20 часов. У нас просто нет столько учителей, их еще надо подготовить. Кроме того, учитель не должен замыкаться на том, что он получил в университете, надо менять обстановку – изучать новые стратегии, новую методологию. Пока же, приходя в школу после вуза, он всю дальнейшую жизнь делает одно и то же, без изменений. Такого нет ни в одной профессии. В идеале было бы хорошо, чтобы каждые пять-шесть лет учитель имел возможность взять длительный отпуск и поехать в другую страну, поучиться там. Но это, конечно, дело далекого будущего.

http://www.gazeta.ru/social/2013/11/05/5737893.shtml

Рособрнадзор создаст группу интернет-охотников за утечками ЕГЭ

Posted: 21 Nov 2013 12:47 AM PST

МОСКВА. 31 октября. В Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки появится группа мониторинга за появлением вариантов ЕГЭ в Интернете в период подготовки и проведения госэкзамена. По информации "Известий", в ближайшее время глава ведомства Сергей Кравцов утвердит порядок разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов (КИМ) ЕГЭ.

"Разрабатываются технологические решения, которые дадут возможность в 2014 году более объективно и независимо провести госэкзамен", — рассказал Кравцов. Он не уточнил количество сотрудников и объем финансирования группы.

При выявлении в Сети материалов, схожих с вариантами ЕГЭ, до официального начала экзамена эксперты с помощью специального программного обеспечения должны будут выяснить: идет ли речь о подлинном варианте этого года, и если да — то какому учреждению высылался этот вариант.

Полученные данные вместе с информацией о сайте, где обнаружен материал, дате этого события, а также скриншотом веб-страницы будут направлены в органы исполнительной власти для выявления ответственных за утечку и принятия мер.

Также к лету 2014 года Минобрнауки и Рособрнадзор планируют усилить ответственность сотрудников пунктов проведения экзаменов и региональных центров обработки информации за утечки. Это могут быть денежные штрафы, административные выговоры или отстранение от занимаемой должности.

Как известно, кампания ЕГЭ в 2013 году прошла на фоне многочисленных сообщений о нарушениях. Задания ЕГЭ и ответы появлялись в Интернете до начала экзамена, развивался ЕГЭ-туризм, школьники часто использовали мобильные телефоны, правила приема экзаменов нарушали и сами организаторы. По данным Рособрнадзора, число выявленных нарушений при проведении ЕГЭ в РФ выросло в 2013 году в 1,5 раза по сравнению с прошлым годом

http://www.rosbalt.ru/main/2013/10/31/1194460.html

Рособрнадзор начинает публикацию открытого банка заданий ЕГЭ и ГИА

Posted: 21 Nov 2013 12:44 AM PST

МОСКВА, 30 окт — РИА Новости. Рособранадзор начинает публикацию открытого банка заданий ЕГЭ и ГИА на сайте Федерального института педагогических измерений, сообщает пресс-служба ведомства.

"Наполнение открытого банка будет происходить поэтапно. До конца марта 2014 года будет опубликовано более 45 тысяч заданий ЕГЭ, включая версии предстоящих экзаменов. Свыше 5 тысяч заданий ГИА-9 планируется опубликовать до конца января 2014 года Материалы открытого банка заданий ЕГЭ и ГИА будут находиться в свободном бесплатном доступе", — говорится в сообщении.

При проведении государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в 2014 году экзаменационные варианты предполагается полностью собирать из заданий открытого банка. Планируется, что каждый регион будет самостоятельно формировать варианты ГИА.

Рособрнадзор считает, что такая технология в целом повышает ответственность субъектов РФ за полное соблюдение экзаменационных технологий и процедур, в том числе за вероятность попадания в интернет контрольных измерительных материалов (КИМ).

"Рособрнадзор обращает внимание выпускников 11 и 9 классов — будущих участников ЕГЭ и ГИА, их родителей, учителей, что появившиеся в интернете предложения купить доступ к "настоящим заданиям" ЕГЭ или ГИА до экзаменов — не более чем ежегодная рекламная акция недобросовестных сайтов-мошенников, которые пытаются воспользоваться слабой информированностью и невнимательностью некоторых интернет-пользователей", — отмечают в ведомстве.

http://ria.ru/society/20131030/973689900.html

РИА Новости подготовило рейтинг систем среднего профобразования

Posted: 21 Nov 2013 12:42 AM PST

МОСКВА, 29 окт — РИА Новости. Агентство социальных исследований "Социальный навигатор" Группы РИА Новости при поддержке Межрегиональной ассоциации мониторинга и статистики образования (МАМСО) подготовило рейтинг региональных систем среднего профессионального образования (СПО) с позиции востребованности среди работодателей и семей учащихся.


В рейтинг включены все субъекты Российской Федерации, за исключением Ненецкого и Чукотского автономных округов, поскольку в открытых источниках отсутствует часть данных по этим регионам. Московская область и Москва, а также Ленинградская область и Санкт-Петербург объединены в Московскую и Санкт-Петербургскую агломерации в связи с особенностями размещения и высокой межрегиональной мобильностью студентов и работников этих субъектов.

"Рейтинг строился по двум основным направлениям — оценка привлекательности среднего специального образования для учащихся и их семей и заинтересованность работодателя в кадрах со среднеспециальным образованием. Лидерами рейтинга стали республики Алтай и Якутия, а также Астраханская и Амурская области. Результаты рейтинга должны помочь руководителям регионального уровня выстроить эффективную политику модернизации системы СПО", — считают авторы исследования.

По их мнению, по итогам рейтинга можно судить о том, насколько региональная система среднего профобразования по масштабам, качеству и структуре подготовки соответствует запросу рынка труда и населения. "Кроме того на основании данных рейтинга можно сделать вывод о том, что соответствие системы СПО внешнему запросу не связано напрямую с тем, богат или беден регион, и что преобладает в экономике региона — сельское хозяйство или промышленное производство", — отмечают создатели рейтинга.

Путин назначил себя главой Совета по науке и образованию

Posted: 21 Nov 2013 12:25 AM PST

Совет при президенте России по науке и образованию и состав президиума этого совета утвердил своим указом Владимир Путин. В состав президентского совета вошли 38 человек. Все они видные российские ученые, представляющих различные направления отечественной науки. А возглавил совет сам глава государства.

Также Владимир Путин будет утверждать и председателя по кадровым вопросам и руководителей межведомственных рабочих групп совета, сообщает ИТАР-ТАСС. Указ президента о президентском совете по науке и образованию опубликовал сайт Кремля.

Заместителями председателя президентского совета утверждены президент РАН Владимир Фортов и помощник президента Андрей Фурсенко. Фурсенко при этом возглавит президиум совета, который состоит из 13 человек.

В состав президиума также входят президент "Курчатовского института" академик Евгений Велихов, директор того же института член-корреспондент РАН Михаил Ковальчук, ректор МГУ академик Виктор Садовничий, ректор Санкт-Петербургского госуниверситета Николай Кропачев, академик Евгений Примаков и другие.

Указ о президентском совете по науке и образования вступил в силу с момента его подписания.

http://www.vesti.ru/doc.html?id=1146503&1146503

Выпускники будут сдавать ЕГЭ по всем предметам

Posted: 21 Nov 2013 12:19 AM PST

Число устных заданий для выпускников школ увеличится, единый госэкзамен можно будет пересдать в этом же году, а аттестат зрелости получат даже двоечники. Таким предлагают сделать ЕГЭ депутаты Госдумы.

- ЕГЭ - отвратительная форма аттестации, но никто не предложил ничего лучше. Поэтому надо думать о том, как устранить недостатки", - предложил экспертам и коллегам-депутатам председатель комитета по образованию Госдумы Вячеслав Никонов. По его мнению, в самое ближайшее время уже можно ввести в школе три обязательных ЕГЭ и три предмета по выбору, а выдавать аттестат зрелости с любыми баллами ЕГЭ на обязательных предметах.

- Получил выпускник 8 баллов на ЕГЭ по математике. Ну что делать? Вот такой он человек. Зачем лишать его аттестата? Надо убрать бумажную версию ЕГЭ. Это дополнительный стресс для выпускников, они очень переживают: когда и где выдадут свидетельство?, - высказал мнение Вячеслав Никонов.

Депутат Ирина Мануйлова пояснила, что в учебном плане старшеклассников 16 предметов. И было бы правильным сдавать экзамены по всем. Но это, конечно, не значит, что по всем дисциплинам в школе будет ЕГЭ.

- Может быть единый комплексный экзамен, допустим, по гуманитарным дисциплинам, - уверена Мануйлова.

Она предлагает расширить устную часть и сдавать ее под аудиозапись, которую потом оценят педагоги. А апелляции подавать по конференцсвязи и сделать разбор работ более прозрачным и открытым.

Руководитель департамента Минобрнауки Анастасия Зырянова, выслушав предложения депутатов, заметила, что в Минобрнауки разработаны два проекта совершенствования государственной итоговой аттестации. И часть предложений уже учтена.

По ее словам, к 1 июня 2014 года будут готовы документы, которые позволят выпускниками неоднократно сдавать ЕГЭ, и нормативная база, позволяющая открыть КИМы.

А показатель среднего балла ЕГЭ может исчезнуть из системы оценок работы губернаторов

http://www.rg.ru/printable/2013/10/24/ege-site.html

Минимальные баллы ЕГЭ останутся неизменными в 2014 году

Posted: 21 Nov 2013 12:15 AM PST

МОСКВА, 22 окт — РИА Новости. Минимальное количество баллов по каждому предмету ЕГЭ не требует ежегодного пересмотра и, соответственно, останется неизменным в 2014 году, сообщил глава Рособрнадзора Сергей Кравцов в интервью "Российской газете", которое будет опубликовано во вторник.

"С 2009 года минимальное количество баллов ежегодно устанавливалось после проведения каждого экзамена. В 2012 году соответствующим распоряжением Рособрнадзора было определено минимальное количество баллов по каждому предмету ЕГЭ, которое не требует ежегодного пересмотра. Соответственно, баллы, установленные в прошлом году, остаются неизменными и в этом", — пояснил Кравцов.

Ранее сообщалось, что накануне учебного года 2012-2013 впервые в практике ЕГЭ распоряжением Рособрнадзора было установлено минимальное количество баллов по всем предметам ЕГЭ, подтверждающее освоение учениками основных общеобразовательных программ среднего общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. Однако не сообщалось, будут ли меняться минимальные баллы по ЕГЭ каждый год.

Чтобы сдать ЕГЭ по русскому языку, выпускнику необходимо будет набрать не менее 36 баллов, по математике — 24 балла. Чтобы сдать ЕГЭ по физике, химии и биологии — 36 баллов, информатике и ИКТ — 40 баллов, истории — 32 балла; географии — 37 баллов; обществознанию — 39 баллов; литературе — 32 балла; иностранным языкам (английский, немецкий, французский, испанский) — 20 баллов

http://ria.ru/society/20131022/971658957.html

Желающим стать наблюдателями на ЕГЭ придется пройти обучение

Posted: 21 Nov 2013 12:12 AM PST

МОСКВА, 21 окт — РИА Новости. Наблюдатели на ЕГЭ должны будут пройти специальное обучение, разработанное Минобрнауки и Общественной палатой РФ, сообщил глава Рособрнадзора Сергей Кравцов в интервью "Российской газете", которое опубликовано во вторник.

По словам Кравцова, раньше общественных наблюдателей на ЕГЭ регистрировал региональный департамент или управление образования. В следующем году эта практика сохранится, отметил глава ведомства, однако наблюдателей будет аккредитовывать еще и Рособрнадзор: такие стражи экзаменационного порядка будут наделены особым статусом "федерального общественного наблюдателя".

"Наблюдателям придется пройти обучение. Опыт прошлых лет показал, что многие наблюдатели не знают, на какие моменты обращать внимание и как себя вести в пункте приема. Сейчас мы вместе с Минобрнауки и Общественной палатой разрабатываем методические рекомендации для федеральных общественных наблюдателей", — рассказал Кравцов.

Кроме того, глава Рособрнадзора выразил надежду, что стать "федеральными общественными наблюдателями" захотят представители студенческих и общественных организаций, различных объединений и партий, а также журналисты.

По данным Рособрнадзора, число выявленных нарушений при проведении ЕГЭ в РФ выросло в 2013 году в 1,5 раза по сравнению с прошлым годом.

Из школ увольняют психологов и библиотекарей

Posted: 20 Nov 2013 11:44 PM PST

Московские родители еще пару лет назад заметили, что в детских садах становится плоховато с сотрудниками. Нет, воспитателей хватает, а вот логопедов и психологов стало ощутимо меньше. Теперь то же самое постепенно начинает происходить и в школах. Дети не могут получить книжки в библиотеке по полчаса - потому что из трех библиотекарей третьего сочли лишним. Единственного оставшегося психолога сложно застать на месте, он то в другом классе (корпусе), то занят с другими детьми. В кабинете, где раньше сидели два социальных педагога, остался только один - зато с кучей бумажек и отчетов.

В регионах уже бьют тревогу: в свободном трудовом полете внезапно оказалась уйма логопедов. Дети, понятное дело, от этого лучше говорить не стали. А что в Москве?

Скрипач не нужен

Захожу на один из самых популярных сайтов по поиску работы - тонна резюме логопедов, методистов и околошкольных специалистов. И все какие-то очень похожие. Кажется, начался массовый исход специалистов из школ:

«Елена, руководитель методической службы. Опыт работы 30 лет, последнее место работы - школа-интернат, по июль 2013-го».

«Наталья, педагог-психолог, заместитель директора по дошкольному образованию. Опыт работы 27 лет, последнее место работы - центр образования, по сентябрь 2013-го».

«Екатерина, дефектолог, музыкальный руководитель. Опыт работы 10 лет, последнее место работы - школа-интернат, по сентябрь 2013-го».

У всех такой опыт в педагогике, что возраст скрывать уже бессмысленно. Дата увольнения - июль, август, сентябрь этого года. Важная деталь - в послужных списках уволенных часто значатся интернаты и коррекционные школы. То есть те учебные заведения, где логопеды и дефектологи особенно необходимы. Допустим, Вася из первого «А», который немного картавит, когда волнуется, еще может обойтись без специальных занятий. А как же быть детям с нарушениями речи, которым действительно нужна квалифицированная помощь?

Выбираю одно из приглянувшихся резюме - «Екатерина, дефектолог» - и звоню в школу-интернат.

- Одна из ваших сотрудниц разместила свое резюме, которое меня заинтересовало, - говорю я чистую правду. - Не могли бы вы рассказать о причинах увольнения и дать небольшую характеристику?

- Характеристики только самые положительные, - рассказывает секретарь. - Просто у нас две школы объединили, и происходит сокращение. Екатерина замечательный специалист, с большим опытом работы с сиротами. Неудивительно, что она ищет другую работу или подработку.

Слили и школы, и учителей 

Объединение аукнулось всем учебным заведениям. Допустим, раньше было две небольшие школы и детсад - везде по психологу. Но после слияния дебет не сошелся. 1+1+1 превратилось в двух штатных психологов и одного уволенного. Таким же образом оптимизировали и заведующих. Зачем держать лишних?..

- Я недавно был в объединенной школе, - приводит пример Всеволод Луховицкий, член совета межрегионального профсоюза работников образования «Учитель». - В нее вошли две обычные школы и несколько детсадов. В каждой школе раньше было по старшему библиотекарю. А сейчас на учебное заведение положен только один. Так что одна женщина стала просто библиотекарем, а другая - ее начальницей. И первая резко потеряла и в зарплате, и в статусе. Собирается уходить в районную библиотеку, говорит, что даже там лучше отношение и больше зарплата.

Коррекционные школы и интернаты в общем-то почти не попали под объединение. В Москве было лишь несколько таких случаев - в отличие от повального слияния обычных школ. Но у этих учебных заведений другая проблема. Она кроется именно в их особом статусе.

- Для коррекционных школ и интернатов финансирование идет с учетом повышающих коэффициентов, - объясняет Всеволод Луховицкий. - И этого коэффициента явно недостаточно. Поэтому приходится сокращать непедагогический и даже медицинский персонал.

У сокращений персонала есть и другое объяснение. Согласно все тому же новому закону «Об образовании», зарплата учителя должна быть не ниже средней по экономике региона. За счет чего она будет расти, закон деликатно умалчивает. Поэтому учителям приходится брать по двойной ставке и больше - а это опять же значит, что лишние не нужны. Издержки подушевого финансирования: получите деньги по числу учеников и ни в чем себе не отказывайте. Нужен второй психолог? Сэкономьте на математиках. Или думайте, чем привлечь новых учащихся.

- Фактически за словом «оптимизация» скрывается изменение штатного расписания, - объясняет заслуженный учитель, директор центра образования № 109 Евгений Ямбург. - Правильно делают, что повышают зарплату учителям, - еще Чехов писал, что нищий учитель - позор для страны. Но повышение часто происходит за счет того, что экономят на психологах, дефектологах и педагогах дополнительного образования. Директор же не может не выполнить норму повышения зарплаты. Финансирование зависит от числа детей, а дальше - крутись, пляши.

Дело в деньгах 

Вот так всегда - во главе угла оказались деньги. Школы получают финансирование из городского бюджета, а не федерального. Понятно, что провинциальный городок не сможет потягаться в толщине кошелька с Москвой.

- Есть деньги - финансируют, на нет и суда нет, - подтверждает Евгений Ямбург. - В московских школах все еще более-менее поддерживается. У нас все-таки побольше финансирование. А региональные педагоги оказались в страшнейшем положении и попали под сокращение. Правда, по моим сведениям, сейчас готовится специальный закон в защиту дополнительного образования. Но когда он будет готов, я не знаю.

А пока «ненужных» специалистов сокращают еще в зародыше, если можно так выразиться. Педагогическим и социальным вузам выделяется все меньше и меньше средств для некоторых специальностей. На подготовку учителей русского и математики деньги еще находятся. А вот на социальных педагогов и школьных хореографов - уже нет.

- Идет атака на педагогические вузы, - уверен Евгений Ямбург. - Я только что был в Волгоградском педагогическом университете. Там готовят и физиков, и хореографов. Но некоторые направления перестают финансироваться - потому что «не профиль». И те, кто работает в педагогических вузах, оказываются в сложном положении. Ситуация очень тревожная.

- Могу привести примеры по колледжам, - дополняет Всеволод Луховицкий. - Мы с коллегами в свое время приготовили брошюру для будущих социальных педагогов и предлагали ее учебным заведениям. И где-то с 2009 года их руководители начали отвечать, что такой специальности у них больше нет. Колледж в Калининграде, например, вместо соцпедагогов стал готовить слесарей  и техников. Похожие случаи есть и в Москве.

МНЕНИЕ ЧИНОВНИКА

Татьяна Васильева, заместитель руководителя Департамента образования Москвы:

- Все, что касается персонала школы, - это дело самой школы. Определять количество сотрудников, должностей, их названия и функционал - право и обязанность педагогического коллектива и директора образовательного учреждения.

Видимо, там, где коллектив школ не видит у себя какого-то конкретного сотрудника, они принимают решение о его сокращении. Но в целом никакой политики в этом нет, как и возможности органов власти сократить что-то в школе. Департамент не может давать рекомендации относительно набора или увольнения сотрудников. Закон «Об образовании» однозначно говорит, что это право образовательного учреждения.

ВЗГЛЯД с 6-го ЭТАЖА

Научили деньги считать

Одно из главных завоеваний 90-х - в школу пришли психологи, социальные педагоги. Я даже встречал там омбудсменов - защитников детей. Не всегда это были лучшие психологи и самые грамотные педагоги - зарплаты у учителей были невелики, что уж говорить про дополнительные ставки.

Но все же. Такие спецы были очень большой подмогой родителям и учителям. Они решали конфликты, которые возникали между учителями (бывает такое, бывает) и между педагогами и родителями. Помогали наладить обстановку в семье, когда дети вступали в нервный и безудержный пубертатный период. Очень важно, что психологи наблюдали детей в школе и видели динамику изменения их поведения. Они могли посоветовать, какие способности у ребенка развивать, как наладить отношения с классом. 

Тогда, 15 лет назад, именно психологи и педагоги допобразования помогали воспитывать ребят, хотя функция воспитания со школ была официально снята - ваше дело учить, и все. 

Сейчас декларируют - школа должна и учить, и воспитывать. А, собственно, какими силами? Учителя, которые во исполнение наказа о повышении зарплат берут на себя двойную нагрузку, уже не в силах найти время просто на то, чтобы поговорить с учениками. Тетрадки бы успеть все проверить. Библиотекари, психологи  оказываются лишними. Их выпихивают из гнезда, как кукушата чужих птенцов. 

Оптимизация...

Наверное, все-таки школы и детсады - это не то место, где можно просто поделить зарплату, оставив тех, кто важен (для успешной сдачи ЕГЭ, что ли?), и выгнав тех, кто «лишний», - уроки не ведет, классный журнал не заполняет.

Что-то не так в новой системе. Как думаете? 

Александр МИЛКУС, редактор отдела образования «КП»

А каких специалистов не хватает в школе, где учатся ваши дети? Расскажите на сайте!

h

В России напишут национальную стратегию воспитания детей

Posted: 20 Nov 2013 11:39 PM PST

Ее создаст Минобрнауки при содействии Минкультуры, Минздрава, Минтруда, Минспорта и МВД

Минобрнауки до конца 2014 года представит президенту и правительству проект Национальной стратегии развития и воспитания в Российской Федерации. Для разработки и апробации этого документа планируется привлечь представителей Минкультуры, Минздрава, Минтруда, Минспорта, МВД, региональных органов власти и педагогического сообщества.

— Стратегия потребует формирования новой общественно-государственной системы воспитания детей, обеспечивающей их социализацию, высокий уровень гражданственности, патриотичности, толерантности, законопослушное поведение, — пояснили в Минобрнауки. — До конца года нужно разработать план и примерный проект документа.

План будущей стратегии готовит подведомственный Минобрнауки Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи.

— Пока не существует единых требований в вопросах воспитания, и каждый работает кто во что горазд, — говорит замдиректора центра Валентина Березина.

Она отметила, что национальная стратегия будет затрагивать три социальных института — семью, систему образования и общественность. После подготовки концепции появятся правительственные и ведомственные акты, регламентирующие сферу воспитания.

— Пока есть только общие ориентиры, потому что работа еще не началась. В проекте будут участвовать крупные ученые в области воспитания. Мы постараемся через интернет и СМИ выносить появляющиеся документы по данному вопросу на всеобщее обозрение, — добавила Березина.

Тем не менее уже известны три группы вопросов, которые должны войти в будущую стратегию. Во-первых, в документе будут положения формирования российской гражданской идентичности, культуры, толерантности, социальной компетентности в сфере этнического и межконфессионального взаимодействия. Во-вторых, вопросы, касающиеся борьбы с детской безнадзорностью, наркоманией, алкоголизмом, преступностью, проституцией. В-третьих, в национальной стратегии будет раздел о расширении сети детских и юношеских творческих объединений, лагерей труда и отдыха, развитии разнообразных форм туризма и краеведения, поддержки музейных учреждений и школ искусств.

Руководитель Института образования НИУ «Высшая школа экономики» Ирина Абанкина считает, что новая концепция должна быть направлена на поддержку детей из неблагополучных семей.

— Даже в законе об образовании есть главы, посвященные отдельным категориям детей. У нас есть проблемы в организации помощи семьям, оказавшимся в трудной ситуации. Этот пункт я бы выделила в будущей концепции. Большое количество детей нуждается в содействии, воспитании, присмотре и уходе. Нужно определить способы их поддержки, — считает Абанкина.

Директор Федерального института развития образования Александр Асмолов отметил, что в России есть 6–7 специалистов, профессионально занятых вопросом развития личности ребенка, и никто из них не задействован в данном проекте.

— Невероятно важно, чтобы стратегия не вылилась в банальные лозунги — «Ура патриотизму» или «Ребенок должен быть послушным и здоровым». Я не знаю ни одного серьезного аналитика, который привлечен к созданию этой стратегии. Поэтому я считаю, что ее обсуждать вообще бессмысленно, — добавил Асмолов.

Павел Панов

http://school.edu.ru/news.asp?ob_no=104370

Кто пожалеет директора школы? Закон об образовании изменился, а проблемы остались прежние

Posted: 20 Nov 2013 11:35 PM PST

- Ты даже не представляешь, каким бредом мне приходится заниматься! - директор школы показала на пухлую стопку бумаг на столе и тут же спохватывается. - Только если об этом будешь писать, меня не называй. Я-то не пропаду, а вот школе навредить боюсь.

Как обычно, все самое интересное рассказывают или после того, как выключишь диктофон, или на условиях анонимности. Так и в этот раз. Завершив "официальную" беседу, директор решила выговорить то, что накипело на душе. Без права ссылки.

Такой хороший, только маленький

Эта школа всегда была в числе лучших в Москве. Может, не самая передовая, но и далеко за пределы первых двух десятков никуда не опускалась. Сейчас в рейтинге столичного департамента образования она на непривычном месте в третьей сотне.

- У нас учеников немного - всего два класса в параллели, если бы успехи детей считали из расчета на "душу населения", были бы среди первых, а тут всем нужен только план по валу, - возмущается директор. - Перед нами департамент ставит условие: или объединяйтесь с другими школами, или выживайте как хотите.

Этот спор давний. Когда три года назад во главе московского образования встал Исаак Калина, перешедший в столичное ведомство из кресла замминистра образования и науки России, объявил курс на укрупнение школ. Логика простая: выяснить, кто из директоров самый сильный, и отдать под его начало сразу несколько учреждений. Мол, одну хорошую школу сделал? Теперь сделай такими же еще две, три, четыре...

Когда будет принят новый образовательный стандарт для старшей школы, обучение в ней станет профильным. Для небольшого числа учеников его организовать сложнее - в группах будет мало человек, с каждой из них должен работать отдельный учитель, а дополнительных денег на эти параллельные трудочасы никто не выделит. В большой школе, где в параллели сразу шесть или восемь классов, все это организовать проще.

Явной оппозиции идеи объединения московских школ вроде бы нет. Учителя и директора - люди послушные, привыкли выживать и изворачиваться и потому не все свои мысли высказывают открыто.

- Мне тут очень настойчиво предлагают взять к себе соседнюю слабую школу, - продолжает директор. - Но я же понимаю - там такой дурдом, там лучше уже ничего не сделать. Я не знаю, сколько еще тут проработаю, но я не хочу своим последователям делать такую подлянку. Иначе вместо одной хорошей школы и одной посредственной будут две плохих школы.

В департаменте о такой невысказанной вслух позиции некоторых директоров знают. Ответ один: "Сильный руководитель справится с любым количеством учеников". - Сейчас у директоров школ очень много свободы и полномочий, каждый сам для себя решает, как именно надо развивать свое учреждение, - прокомментировал мне позже высокопоставленный чиновник Министерства образования и науки России. - В Москве есть небольшие школы, есть и огромные комплексы. Кроме нормативного финансирования для особенных школ есть надбавки и гранты. Но их просто так не дают, надо заслужить.

Новый закон

- У вас с 1 сентября, когда вступил в силу новый закон об образовании, жизнь сильно изменилась? - интересуюсь я.

- Пока не очень понятно, - честно отвечает моя собеседница. - Нет многих подзаконных актов, из-за этого не всегда понятно, как быть. Но самое главное, у меня помимо всяких законов образуется куча нелепой работы, которую тоже надо делать, а потом за нее отчитываться. Знаешь, сколько мне отчетов приходится писать?

В Минобрнауки России недавно провели анализ документации, которую должны отправлять наверх из школ. Оказалось, министерство загружает их только 10% бумаг. Остальные нужны местным чиновникам.

- Если бы только с департаментом переписка, - вздыхает директор. - Например, прислали мне из Мосгордумы письмо: требуют провести урок, посвященный московскому парламентаризму к 20-летию законодательной палаты города. Что это? О чем говорить? Что рассказывать? Я отвлекаюсь, придумываю, учителя что-то изобретают. А потом надо еще доложить о проведении.

Таких требований приходят десятки и сотни. Например, летом прислали письмо из муниципалитета. Школе поручено провести собрание жителей микрорайона и узнать у них, какой высоты должна быть трава на газоне на территории учебного учреждения и в какое время суток надлежит ее стричь.

Верните "семейников"

- Зато теперь у вас высокие заработные платы, учителям есть на что жить, - пытаюсь привнести нотку оптимизма я.

- А как их считали? - урезонивает меня директор. - Средние от среднего. Как они такие большие получились? Всех, кого могли, сократили, нагрузки учителям добавили. Учителя на самом деле стали больше зарабатывать, но ради этого им пришлось взять себе допнагрузку. Качество уроков из-за этого лучше не стало. Пришлось сократить всех, кого только можно было. Оставили одного психолога вместо четверых.

Сейчас много говорят о "школе равных возможностей" и создании условий для инклюзивного обучения. Чтобы дети-инвалиды ходили на уроки вместе со всеми. На практике такое бывает редко, а полная инклюзия - практически никогда. Это просто неудобно ни "особенному" ребенку, ни его родителям, ни учителям, ни остальным ребятам в классе. Мне рассказывали про ребенка-аутиста, учившегося в обычном классе. Чуть что, он начинал выть и убегал в туалет мыться - полностью, под краном, холодной водой. Самым страшным было, если кто-то случайно к нему прикоснется.

Но та же самая инклюзия вполне возможна, если ребенок-инвалид будет в основном учиться дома, но время от времени его будут приводить в школу. С ним будут заниматься те же учителя, по той же программе. Но без лишних сложностей для всех. И от коллектива он не будет совсем уж оторван.

- У нас теперь нет формы "семейного обучения", которой раньше мы пользовались в таких ситуациях, - сокрушается директор. - Зато по новым правилам семья может получить 60 тыс. рублей в год на самостоятельное обучение своего ребенка. Школа тут оказывается уже ни при чем. Это зачем сделано? Я без "семейников" проживу спокойно. А с ребятами этими что будет? А вдруг некие недобросовестные родители захотят забрать ученика из школы, чтобы просто получать и забирать эти деньги себе? Сами они с ним заниматься не будут, на что деньги потратить найдут. Проверять и контролировать от системы образования их никто не будет. А как организовать текущую аттестацию? Итоговую? Или у нас среднее образование теперь стало необязательным?

Мы говорили еще долго. Конечно, ко всему этому можно относиться как к раздражению новыми правилами игры директора, много лет управляющего своей школой, успешного раньше и с трудом вписывающегося в новую жизнь. Но в этой школе хорошо учат и готовят к жизни. Выпускники этого года разбежались по самым топовым вузам. Средний балл ЕГЭ практически по всем предметам на 10-12% выше обычного для Москвы значения. Директор такой школы и определяет, получит ли ученик повышенное образование "столичного" уровня или довольствуется очень "средним полным". Наверное, она имеет право судить. И видимо, таким людям должно быть удобно работать. Их не надо силой загонять в структуру с неочевидной эффективностью, почему-то придуманную чиновниками.

http://school.edu.ru/news.asp?ob_no=104398

Ливанов: электронную очередь в детские сады запустят с января 2014 г

Posted: 20 Nov 2013 11:29 PM PST

МОСКВА, 16 окт — РИА Новости. "Электронная очередь" в детские сады для детей, нуждающихся в местах, будет запущена с января следующего года, сообщил в среду в ходе селекторного совещания в правительстве РФ глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов.

"С 1 января 2014 года будет запущена на федеральном уровне электронная очередь, которая позволит более точно вести учет детей, которые нуждаются в местах в детских садах", — сказал Ливанов.

Он напомнил, что в этом году предстоит ввести в эксплуатацию 360 тысяч мест в детских садах. По словам Ливанова, уже введено 324 новых детских сада, а до конца года их будет более 500.

Ранее сообщалось, что "электронная очередь" в детские сады будет внедрена во всех регионах РФ до 1 января 2014 года. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в конце июля заявил, что в 2014 году в России произойдет окончательный переход к приему в детские сады только на основании электронной очереди. По его словам, алгоритм действий при записи в электронном виде должен быть понятен и доступен простым гражданам, а ведомства и бюджетные организации должны сами запрашивать имеющуюся в электронных базах информацию, а не требовать от людей "ворох бумажек и ксерокопий".

Педагогическая пустыня

Posted: 20 Nov 2013 11:25 PM PST

О прошлом и возможном будущем педагогики в нашей стране журналист Анатолий ЧУРГЕЛЬ побеседовал с доктором педагогических наук, профессором, членом-корреспондентом РАО, заведующим отделом истории педагогики и образования Института теории и истории педагогики РАО Михаилом БОГУСЛАВСКИМ.
Михаил Викторович, зачем вообще нужна «история педагогики», если мы на каждом переломе меняем учебники истории?
– Недавно я ездил на конференцию по Василию Сухомлинскому в Павлыш. Это Украина. Там были греки, французы, но самое главное – более 100 китайцев. В Поднебесной совершенно помешаны на Сухомлинском. Его работу «Сто советов учителю» китайцы чуть ли не каждый год трехмиллионными тиражами издают. Студент, ее не прочитавший, вообще никуда не допускается. Они у себя такой тест устроили: издали пять томов сочинений Сухомлинского и поставили цену, равную месячной зарплате учителя. Ушло влет. Вот у нас, например, месячная зарплата учителей Москвы 70 тысяч. Кто из них отдал бы ее за книги Сухомлинского? Вопрос риторический. Никто бы и 100 рублей не отдал.
Да, об уровне наших педагогов часто говорят отрицательно, но, может быть, готовится иная смена?
– Это общероссийский стон. В этом году страна потеряла еще 500 тысяч абитуриентов – демография. У нас 10 лет назад от детского сада до вуза было 22 миллиона 400 тысяч детей. Сейчас 1 сентября на линейку вышли 13 миллионов 300 тысяч. Мы за 10 лет без третьей мировой войны потеряли 40% контингента обучающихся. Соответственно ровно на 40% – с 65 до 48 тысяч – упало количество школ. У нас три года назад было полтора миллиона учителей, а сейчас – миллион.
Волна, которая в свое время смыла детские сады, и 43% зданий ушли из отрасли, докатилась до вузов. Естественно, и сейчас найдутся дурочки, которые приедут поступать во ВГИК, считая себя народными артистками, и там всегда будет конкурс. Но когда количество мест в вузах на 200 тысяч превышает количество абитуриентов, о каком отборе может идти речь? Если берут абсолютно всех, с любыми показателями? Понятно, десятка престижных вузов еще может «надувать губы». А провинциальные, а педагогические вузы? Им остается уже самый низкий показатель. Я не говорю дальше – про систему педучилищ. То есть если нет отбора вообще, то качество не может не упасть.
Вы сказали о Сухомлинском, а как к нему относятся на его родине – Украине?
– Они сделали настоящее чудо. Они реально посадили всю начальную сельскую школу Украины на педагогику Сухомлинского. То есть все технологии, все идеи, все ценности, его нравственные хрестоматии, этика. Вот говорят, что классики – само собой, школы – само собой. Ничего подобного, взяли и сделали. Они, и это естественно, создают национальную украинскую школу. Она построена на архетипе украинском, на ценностях украинского народа и, естественно, на родном языке. Есть там и уроки под голубым небом, и комната сказок… А «Сто советов учителю» чуть ли не каждый месяц издаются.
Кстати, на Западе знают только двух наших педагогов – Толстого и Макаренко, а на Востоке – в Китае, Японии – Сухомлинского. А ведь мы больше имен «выкатить» и не можем. Об этом стоит думать сейчас, когда принят стандарт образования, построенный на русской и мировой школе. Но главное – как его использовать в реальной педагогической деятельности.
Но какое отношение имеет к массовой педагогике писатель Лев Толстой или создатель трудовых колоний Антон Макаренко?
– Антон Семенович Макаренко – гениальный педагог, который создал совершенно новое направление – «педагогику отношений». Речь не идет ни об авторитарной педагогике, ни о воспитании в команде. Он создал целое пространство и все это описал. Он просто создал новую педагогику. Когда в наше беспощадное время все отчуждают, он только соединял и сближал. Это великий гуманист.
Как и Толстого ценят за совершенно новое направление – педагогику ненасилия. На Западе ведь признают за серьезный вклад, а не за «корочки». Так, весной следующего года в Милане должна пройти Международная конференция по творческому наследию Макаренко.
Что же, нам совсем нечего предъявить миру из современной педагогической мысли?
– Первое имя, которое приходит на ум, – Александр Григорьевич Асмолов с его педагогикой вариативности, культурой достоинства, личностной свободой. Ключевыми словами здесь являются «единство разнообразия». Поэтому, чем больше будет таких разных, вариативных подходов, тем быстрее мы сможем не только двигаться вперед, но где-то и обогнать.
Кстати, в истории образования России в начале XX века подобный опыт есть. Понятно, что тогда у нас было только 40% грамотных, а в только что присоединенных районах Средней Азии – вообще 3%. Но по верхнему – элитарному – эшелону мы догнали и перегнали. Если российская педагогическая наука пылесосом втягивала все передовое в мире, а наши ученые по три-четыре языка знали, то Запад русские книги не читал, поэтому поневоле оказывался в арьергарде.
Ваша оценка общего состояния российских школ?
– Наша школа в отличие от той же Украины не национальная и не имеет никакой классической основы. Мы воспитываем «детей среды». Конечно, в стране есть престижные гимназии, где 90% окончивших поступят в ведущие столичные вузы, а потом 80% выпускников уедут за рубеж. Сколько бываю в регионах, встречаюсь с губернаторами, а они говорят: «А зачем нам эти лицеи? Зачем нам эти гимназии? Чтобы готовить людей для Москвы? Нам этого не надо. Ни один призер международной или российской олимпиады не останется в регионе – за ним уже очередь стоит».
Общество потребления – это общество потребления. Когда появились первые гипермаркеты, я смотрел на них с ужасом. Тысячи людей ежесекундно что-то потребляли, совершенно не заморачиваясь Достоевским или Толстым. Они никогда не полезут в бочки, как Диоген, но они есть, и их – большинство. И всегда будет другая – креативная, но малая часть, сгорающая в поисках смыслов. А вообще «нынче мы находимся в уникальном котле варящихся мировоззрений – они могут прорасти, а могут бесследно сгинуть». Это, кстати, из книги Александра Асмолова «Оптика просвещения: социокультурные перспективы»

http://school.edu.ru/news.asp?ob_no=104366

Рособрнадзор изменит процедуру доставки КИМ в пункты проведения ЕГЭ

Posted: 20 Nov 2013 11:22 PM PST

МОСКВА, 15 окт — РИА Новости. Контрольно-измерительные материалы (КИМ) в следующем году будут доставляться в пункты проведения единого государственного экзамена (ЕГЭ) за день до него и храниться под видеонаблюдением, сообщил во вторник руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов.

"Мы планируем изменить доставку экзаменационных материалов. Раньше они доставлялись в пункт проведения за три дня до проведения экзамена, в этом году — за один день, и они будут храниться в специальных местах под видеонаблюдением. В ряде пунктов проведения их будут распечатывать непосредственно перед началом экзамена, тоже под видеонаблюдением с нашими представителями", — рассказал Кравцов в эфире телеканала "Россия 24".

Кравцов добавил, что будет значительно увеличено число вариантов контрольно-измерительных материалов — отдельный для каждого часового пояса. Также Рособрнадзор введет институт федеральных инспекторов и федеральных общественных наблюдателей.


Кампания ЕГЭ в 2013 году прошла на фоне многочисленных сообщений о нарушениях: публикации в сети до начала экзаменов заданий и ответов на них, развитии ЕГЭ-туризма, использовании мобильных телефонов, нарушениях правил приема экзаменов самими организаторами. По данным Рособрнадзора, число выявленных нарушений в 2013 году выросло в 1,5 раза по сравнению с прошлым годом.

Комментариев нет :

Отправить комментарий