среда, 30 октября 2013 г.

Новости образования

Новости образования


Экзамен по литературе может стать обязательным

Posted: 29 Oct 2013 07:07 AM PDT

На заседании президентского Совета по культуре и искусству известный режиссер Карен Шахназаров предложил вернуть в школу экзамен по литературе и вообще сделать курс классической русской литературы обязательным во всех вузах страны. "Включая технические и военные, средние и высшие учебные заведения" - подчеркнул Шахназаров. Президент назвал эту инициативу "очень важной", а министр образования и науки пообещал в ближайшее время "проработать" вопрос.

Ни один из школьных предметов не пострадал от ЕГЭ так, как литература. После 2009 года от выпускного сочинения осталось 200 слов в тестах по русскому языку. Именно такой минимум требуется от ученика, который претендует на 100 баллов по этому предмету. Это, чтобы было понятнее, примерно полстранички текста. К слову, у Ильфа и Петрова в "Двенадцати стульях" негры из людоедского племени "Мумбо-Юмбо" знали 300. Все-таки на сотню больше! Литература была безжалостно выкинута из числа обязательных предметов.

ведь в свое время, в 1945 году, когда в российских школах впервые появились выпускные экзамены, сочинение стояло на первом месте и должно было проверять, как школьники поняли заданную тему и умеют ее выразить своими словами. Несколько десятилетий в школах обязательным был еще и устный экзамен по русскому языку и литературе, где требовалось показать знания об историческом развитии русской литературы, литературных произведениях, биографиях писателей. Без этого аттестат не выдавали.

В последние годы курс литературы в школе ужался, как шагреневая кожа, с пяти часов до двух. Да и эти два урока учителя в старших классах, как правило, тратят на подготовку к ЕГЭ по русскому.

Самое интересное, что список обязательной и дополнительной литературы все эти годы только расширялся. Причем из-за особой методики преподавания, принятой в российских школах, большую часть программы по литературе ученики проходят к 9-му классу. Тем не менее на 10-11-й класс остаются "Доктор Живаго", "Тихий Дон", "Мастер и Маргарита", а еще Вампилов, Шукшин, Распутин, Астафьев, Шаламов, Шмелев, Набоков, Шоу, Хемингуэй... Одним словом, два-три десятка авторов и тысячи страниц! Кому, скажите, под силу все это прочитать и обсудить на двух уроках в неделю? И, главное, зачем, если выпускного экзамена по литературе нет, а для тестов ЕГЭ достаточно минимального запаса слов?

В итоге хороший литературный русский язык стал в школе редкостью, никаких русских писателей и поэтов кроме Толстого и Пушкина школьники не знают, а богатство родной речи изучают по текстам Шнурова, Сорокина и Пелевина, которых в школе не проходят.

Катастрофа с преподаванием литературы привела к тому, что даже на олимпиадах выпускники школ не блещут результатами. На заключительном этапе Всероссийской Олимпиады по литературе победитель сумел набрать лишь 133 балла из 150 возможных. При этом часть вопросов на олимпиаде напоминает тесты ЕГЭ.

Допустим, учеников просят соотнести русских писателей и названия мест: "Блок, Шукшин, Шолохов, Цветаева, Горький" и "Вешенская, Казань, Шахматово, Сростки, Елабуга". Или правильно указать профессии писателей. Вспомнить, что Грибоедов был дипломатом, а Чехов - врачом.

Такие задания ученики выполняют легко. А вот если надо связно изложить свои мысли письменно - беда! Их же этому никто не учил и не учит. Теперь по всем предметам, включая литературное чтение, уже с первого класса предлагаются тесты: "На каком транспорте любил ездить Емеля?", "Какого цвета были волосы у Мальвины?"... Ученики ставят галочку в табличке, учитель - хорошую оценку в электронный журнал. Откуда же взяться культуре речи и умению рассуждать? Знаете, какой самый распространенный вопрос у учеников, когда их вызывают к доске? "С чего начать?"

Неудивительно, что последние данные международного исследования PISA показали: по читательской грамотности наши школьники стоят на 41-42-м местах из 65. Хотя еще недавно были на 27-м.

В первой пятерке "читающих" - Китай, Корея, Финляндия, Сингапур и Канада. У США показатели чуть хуже, но выше среднего. Почти все европейские страны - в крепких "середнячках".

Исследование PISA не интересуется, что именно читают школьники и какие тексты - обычные или электронные, оно отвечает на вопрос: как дети могут использовать то, что прочитали и какие выводы сделали?

Выяснилось, что подавляющее большинство российских подростков не понимают смысла текста, не могут проанализировать написанное и выразить свое мнение. Более-менее применить содержание прочитанного к знакомой жизненной ситуации готовы 72 процента подростков. Из них лишь 14 процентов готовы с помощью текстов обучаться самостоятельно.

Пока не ясно, каким вернется в школу обязательный экзамен по литературе. Как он впишется в новый стандарт, где русский язык и литература объединены? Будут ли готовы ученики сдавать четыре обязательных экзамена? Напомним, по новому стандарту к ЕГЭ по русскому и математике добавляется в самом ближайшем будущем иностранный язык.

Понятно главное: если школьники сейчас не научатся читать, грамотно говорить и писать, в самом скором будущем они разучатся даже ставить галочки и крестики на ЕГЭ. Вопрос тестов тоже ведь сначала понять надо.

Вот как учат в школе

Тесты по литературному чтению для 1 класса

На каком транспорте любил ездить Емеля?

- на санях

- в карете

- на "мерседесе"

- на печи

Причина гибели Снегурочки?

- солнце

- огонь

- выстрел

- авария

Тесты из демоверсии ЕГЭ по литературе для 11 класса

Подбери нужное:

Персонажи

А) Евгений Базаров

Б) Николай Кирсанов

В) Павел Кирсанов

Дальнейшая судьба

1) получает ранение на дуэли

2) женится на сестре Одинцовой

3) умирает от тяжелой болезни

4) делает Фенечку законной женой

Комментарии

Наталья Солженицына:

- Возвращение выпускного экзамена по литературе я бы приравняла к одному из важнейших шагов по обеспечению национальной безопасности. Всякая деятельность, направленная на повышение культуры и грамотности людей в многонациональной стране, на сбережение и развитие языка, объединяющего наши народы, способствует взаимопониманию и укрепляет целостность государства. Не говоря уже об уровне образованности его граждан. И надо решить еще один важный вопрос - вернуть разделение русского языка и литературы, как это было всегда. По новому стандарту они объединены в одну дисциплину, и потому в конце 10-го и весь 11-й класс ученики почти не занимаются литературой, они готовятся к ЕГЭ по русскому языку. Реформаторы образования решили, что литература не нужна ни для школьного аттестата, ни для поступления в вузы. А между тем, влияние литературы, искусства на интеллектуальные достижения в любой области человеческой деятельности очень велико. Эйнштейн говорил: "Достоевский дает мне больше, чем любой научный мыслитель, больше, чем Гаусс!" - и в этом нет парадокса.

Марина Розумянская, заведующая кафедрой русского языка и литературы гимназии N1503, заслуженный учитель России, Москва:

- Надо дать возможность школе подготовиться к экзаменам по литературе. Экзамен не должен быть целью, он должен быть формой контроля знания. А их невозможно получить при двух часах в неделю на общий предмет "русский язык и литература". За два часа невозможно выучить великую русскую литературу. Для того чтобы знать литературу, требуется не менее 4 часов в неделю. И хочу напомнить еще одно: литература - единственный предмет, который учит читать и понимать текст, так что это еще и средство для всех остальных предметов.

Юрий Поляков, писатель:

- Нужны базовая программа и единый учебник по литературе. Я бы обязательно оставил в нем Гайдара, Катаева. Сорокина, Пелевина, думаю, нет. "Один день Ивана Денисовича"? Да. "Матренин двор"? Да. Валентин Распутин должен войти, Битов, Искандер, чтобы были разные направления.

Кстати

Е.Н. Медынский. "Просвещение в СССР", 1955 г.:

Кроме значительного числа учебных часов по русскому и литературе, дается большой материал для внеклассного чтения, часто ставятся письменные работы. В VIII классе изучается русская литература, начиная с древнейших времен (летописи, "Слово о полку Игореве") и кончая первой третью XIX в. (Грибоедов, Крылов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь). В IX классе изучают Белинского и литературу второй половины XIX в.; дается краткая характеристика литературных течений начала XX в.; из западноевропейской литературы изучаются Шекспир и Гете. В X классе изучается творчество А.М. Горького и советская литература.

http://www.rg.ru/printable/2013/10/09/ekzamen.html

Каждый второй учитель России работает с электронным журналом

Posted: 29 Oct 2013 07:03 AM PDT

По последним данным Министерства образования и науки Российской Федерации, в России действуют почти 47 тысяч школ, где трудятся около 1,2 миллиона педагогов. Это значит, что 50% учителей России зарегистрированы во всероссийской школьной образовательной сети Дневник.ру.

5 октября учителя всего мира отметили свой профессиональный праздник — Международный день учителя. Праздник был учрежден ЮНЕСКО в 1994 году, а в Росси отмечается на основании указа президента России от 3 октября 1994 года. Ранее, с 1965 по 1994 годы, в России он праздновался в первое воскресенье октября.

Министр образования и науки Дмитрий Ливанов поздравил преподавателей:

"День учителя — один из самых любимых праздников в нашей стране. Этот день дарит хорошую возможность всем ученикам — а это в настоящем или прошлом каждый из нас — выразить глубокие чувства благодарности и признательности своим учителям. Учитель — ответственная профессия. Вы — люди, создающие своим каждодневным трудом наше общее будущее".

По последним данным Министерства образования и науки Российской Федерации, в России действуют почти 47 тысяч школ, где трудятся около 1,2 миллиона педагогов. Это значит, что 50% учителей России зарегистрированы в Дневник.ру.

Абсолютный победитель конкурса "Учитель года России 2013", преподаватель информатики школы №29 города Мытищи Московской области Андрей Григорьевич Сиденко, работает в нашей системе практически с самого её основания — с 2009 года. "Нравится в системе то, что она вполне самодостаточна – нет необходимости использовать сторонние ресурсы", – комментирует Андрей. О том, как преподаватель осваивал систему сам и помогал делать это другим, читайте и обсуждайте здесь.

Справка

Дневник.ру – бесплатная закрытая система электронного документооборота для учебных заведений, которая совмещает в себе функции для учебы и общения (электронный дневник, классный журнал, расписание, отчётность).  К проекту подключены почти 30 000 тысяч школ и более 7 миллионов пользователей по России. Дневник.ру поддерживается Министерством Образования и науки РФ, региональными департаментами и комитетами образования.

http://pedsovet.org/content/view/20109/251/

Что делать с умными детьми

Posted: 29 Oct 2013 06:57 AM PDT

Профессора психологии Йельского университета Елену Григоренко я встретил в Московском городском психолого-педагогическом университете на конференции, посвященной управляющим, или исполнительным, функциям.

Конференция проходила на английском, доклады звучали весьма эзотерически — сосредоточиться было сложно, и я долго не мог понять, чем управляют эти загадочные исполнительные функции. Оказалось, моим вниманием и управляют. Только как-то не очень успешно: часто я едва способен удерживать внимание на деле, каждые четверть часа кидаюсь проверять почту или фейсбук, пить кофе или заниматься еще какой-нибудь приятной прокрастинацией. Быть может, наука подскажет, что не так с моими управляющими функциями?

— Управляющие функции — это функции-дирижеры, руководящие функциями более низкого уровня: памятью, вниманием, мышлением, речью, — объясняет мне Елена Григоренко. — Их дело — решать, что запоминать и на что обращать внимание, когда говорить, а когда молчать. Их работа связана с активностью лобных долей мозга, контролирующих деятельность. Они говорят вам, как себя вести.

Например?

Сейчас, пока мы разговариваем, вы пытаетесь предугадать мои ответы, чтобы задать удачный вопрос. А я пытаюсь ориентировать свои рассуждения на ваши кивки, слежу, понимаете ли вы меня, еще постоянно обращаю внимание на свой русский: я его не так часто использую, и у меня бывают ошибки. Все эти процессы, которые, протекая вместе, руководят моей речевой продукцией, — это и есть управляющие функции.

Другой пример: вы помните, как делали домашние задания, когда учились в школе? Расскажите, какие у вас воспоминания.

В старших классах я очень рано вставал и математику утром делал — я в матклассе учился. А остальные уроки так, на переменках.

Видите, вы выработали для себя удобный способ действия. Это и есть работа исполнительных функций.

Ага, я, кажется, понял, при чем здесь школьники и МГППУ — это же огромнейшая головная боль для родителей, как организовать выполнение всех этих бесконечных домашних заданий.

Не меньше нужно волноваться о том, как помочь школьнику удовлетворить другие интересы. От школы никуда не деться, но еще важнее, особенно в старших классах, найти свой фокус интересов, где ты будешь самоопределяться как личность и как будущий профессионал. Если ребенок может ответить на вопрос, что ему интересно, а что нет, у него идет процесс когнитивного самоопределения, который ведут управляющие функции.


Я иногда консультирую родителей школьников из Кремниевой долины — они сами компьютерщики, но не знают, когда ребенку давать компьютер. И мы не знаем.


Как развить эти функции у детей, да и у себя? Я немало бы отдал за работающий метод.

Есть много научно обоснованных индивидуальных и групповых программ, одна из них публиковалась даже в Science — в журнале были серьезные дискуссии о том, как развивать исполнительные функции.

В таких программах все держится на структуре и систематичности. Ребенок должен очень ясно понимать, каких результатов от него ждут, нужно давать эффективную и понятную систему поощрений, поддержки желаемого поведения и при этом минимизировать наказания: они не приводят к хорошим результатам. На русском языке я бы порекомендовала книгу Т.В. Ахутиной и Н. М. Пылаевой «Преодоление трудностей учения» — там описано много всяких приемов, которыми могут воспользоваться родители. За более конкретными советами нужно обращаться к клиницистам, которые работают с детишками: чтобы давать кому-то советы, нужно сначала провести диагностику, узнать сильные и слабые стороны. Бывает, что управляющие функции очень серьезно задеты, как при синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).


Синдром дефицита управления

Почему на Западе так выросло число детей, у которых диагностируют СДВГ?

Психология меняется вместе с миром. В развитых странах радикально снизилась детская смертность. Даже по сравнению с советским периодом стало выживать гораздо больше слабеньких, недоношенных, больных детей. И конечно, у этих спасенных детей свои трудности. Да и среди детей, зачатых искусственным путем — массово это началось с конца 80-х, — значительно больше ребят со специальными нуждами.

Психология тоже не стояла на месте и научилась гораздо точнее диагностировать нарушения. Любые интеллектуальные неспособности раньше называли умственной отсталостью, а это были дети с шизофренией, аутизмом, СДВГ. Были среди них и дети с поведенческими проблемами, которых просто выключали из процесса обучения. То есть детей с СДВГ стало больше, зато детей с умственной отсталостью намного меньше, просто потому, что научились точнее ставить диагноз.

Только надо отличать обычную невнимательность от СДВГ. Я вчера со своими родителями общалась и в тысячный раз переживала, как опять где-то что-то забыла. Родители мне всю жизнь рассказывают, какая я невнимательная, но это обычная рассеянность.

Как это отличить родителям, когда бить тревогу и идти к специалисту?

Если они видят, что их ребенок явно чем-то отличается от других детей, если об этом говорит педиатр или учитель. Родитель должен всегда критически относиться к школе, а школа должна критически относиться к родителю. Но им надо дружить и прислушиваться друг к другу.

Сейчас быть образованным родителем просто, информации много. Родитель должен понимать, чего ожидать от ребенка на каждом этапе развития, и если результаты отличаются от возрастных норм, надо идти за помощью — чем раньше, тем лучше.

Я слышал, что в США подход к лечению СДВГ не такой, как у нас: там активнее кормят детей какими-то сильными лекарствами.

В США гораздо чаще используются препараты, которые называются стимулянтами. А вообще у нас своя школа, другие средства, но отличие совсем не в количестве прописываемых препаратов. Если вы посмотрите на ребенка с сильным СДВГ до и после медикаментозного лечения, то увидите, что разница ощутимая: у многих детей появляется возможность учиться, которой без препаратов они были бы лишены.

Если причина распространенности СДВГ в том, что выживать стало больше детей, получается, винить в нем некого, кроме нашей биологии. Но общество винит в дефиците внимания детей клиповую культуру. На телеэкране и в компьютерной игре все быстро меняется, не нужно прилагать усилий для сосредоточения.

Конечно, важны не только факторы риска, с которыми рождаются дети, но и среда. Представьте четыре типовых варианта среды для развития ребенка: в одном случае его окружает хаос, в другом жесткий контроль, в третьем что-то среднее, родители лавируют между крайностями, в четвертом с ребенком работают так, чтобы развить его склонности и интересы, исходя из его сильных сторон. Понятно, что результат будет разный. Геном нас только предрасполагает, а дальше кому как повезет с семьей и школой.


Гении вырастают только из тех, у кого есть эта способность — тренироваться до бесконечности.


И конечно, телевизор и видеоигры в больших дозах вредны. Но в каких именно? Я иногда консультирую родителей школьников из Кремниевой долины — они сами компьютерщики, но не знают, когда ребенку давать компьютер. И мы не знаем. Научно обоснованного ответа на вопрос, как влияют все эти устройства на детей, пока нет. Мы сейчас исследуем, как дети двух-трех лет обращаются с «таблетками», — там ведь много приложений, рассчитанных на них. Хочется понять, что они приобретают и что теряют.

У нас дома лучше всех с планшетом обращается четырехлетняя дочка, больше никто в нем не разбирается.

Да, обычный случай. Только дети роняют и теряют все эти айфоны, а так часто обращаются с ними лучше, чем мы. Вот только вместо чего она это делает? В сутках по-прежнему 24 часа, и когда вы даете ей планшет на час, вы отбираете либо час сна, либо час общения с вами, либо час чтения, либо еще какой-нибудь час.

Думаю, это час самостоятельной игры с игрушками.

Предметная игра хороша тем, что вовлекает воображение, а виртуальная игра воображает за вас. Тот же случай, что и мультики вместо книжек.


Одаренные не значит успешные

Вы много занимались проблемами обучения детей чтению и письму. Когда начинать? Некоторые мамы и бабушки пытаются делать это чуть ли не с рождения.

Систематическое обучение грамоте начинать надо не раньше того момента, когда ребенок уже хорошо говорит. Раньше он просто не сможет освоить процедуру перехода графемы в фонему, буквы в звук. Для этого должен созреть слуховой и речевой аппарат. Раньше начинать бессмысленно, ребенок ничего не усвоит.

У меня было исследование, опубликованное в «Вопросах психологии», где мы следили за развитием группы детей от 3,5–4 лет до третьего класса. Поначалу разница очень существенна: кто-то уже знает весь алфавит и даже может написать свое имя, кто-то не знает ничего. Но в итоге эта разница нивелируется: раннее начало обучения грамоте не оказывает никакого влияния на эффективность обучения в начальной школе.

Финны, которые всех побеждают в рейтингах качества школьного образования, принципиально вообще ничему такому до первого класса не учат и в детском саду родителей отговаривают. Но через два месяца первого класса все там уже читают.

Конечно, если ребенку нравится заниматься с буквами — это прекрасно. Главное, чтобы это не было в ущерб общению с вами, гулянию, сну, рассматриванию картинок.

Что делать родителям, желающим развить таланты ребенка?

Родителям стоит сосредоточиться на формировании обогащающей среды, в которой и они будут доступны ребенку. Ситуация взаимодействия с родителем, все эти игры, угадайки, стихи, песни, танцы, барабаны и прочая музыка — вот что нужно ребенку, то есть систематическая стимуляция, но не телевизором, а опосредованная общением с родителем.

К одаренным детям нужен особый подход?

Среди детей со специальными нуждами есть два типа. Есть те, кого надо дотянуть до нормы, — здесь все более или менее понятно, это все поддерживается государством и отлажено законами. А есть одаренные дети, работа с которыми направлена на то, чтобы еще дальше увести их от среднего уровня. И здесь намного больше вопросов.

Например, в США нет федерального закона о поддержке одаренных детей, и у государственных школ фактически нет мандата на их специальное обучение — это дело родителей.

Проблема возникает уже тогда, когда мы пытаемся понять, что такое одаренность.

В России традиционный подход к одаренности связан с ориентировкой на предмет, на конкретную область достижений: у нас не одаренные вообще дети, а одаренные, например, математически или музыкально. Главным механизмом их отбора были олимпиады. Типичный путь математически одаренного ребенка: школьная олимпиада, потом районная, областная, потом Колмогоровский физматинтернат.

Я там пару лет преподавала и долго с ними дружила — так вот, у них нет никаких систематических данных о том, что потом происходит с их учениками. Они успешно выигрывают олимпиады, но насколько они успешны в жизни?

В Соединенных Штатах определение одаренности совсем другое — она связана с высоким интеллектом и выявляется тестами. А у нас же до сих пор нет стандартизированных тестов интеллекта, то есть мы даже не можем его измерить.

Одаренные дети и правда бывают не очень успешны в школе, не говоря уже о жизни. Как им помочь?

Есть много мифов о коллизиях между одаренным ребенком и школьной программой. Тут надо разбираться, потому что это часто мифология, хотя она может быть красиво и трогательно проиллюстрирована индивидуальными случаями.

Ну а если мы выявили талантливого ребенка, что делать с ним дальше?

Есть три модели образования для одаренных детей. Модель акселерации, почти не применяющаяся в России, когда ты можешь перескакивать через классы. Модель изоляции, когда талантливых детей погружают в специально созданную для них насыщенную среду вроде Колмогоровского интерната, — эта модель в России широко применяется, а в других странах мало. Третья модель — когда ты движешься в общем потоке, но с тобой дополнительно занимаются после уроков или по выходным.


К сожалению, со стороны мне видится, что российской психологической науке слишком уж свойственны реверансы, направленные в прошлое — нашим замечательным советским ученым.


Как раз завтра у меня защищается диссертация, в которой показано, что эффективность всех трех типов программ низкая. В США проводилось большое исследование судеб детей — победителей престижного научного конкурса Intel ISEF. Так вот, из них выросло больше людей с учеными степенями, они в среднем больше лет учатся, но их доход не выше среднего уровня, они не счастливей прочих, даже наград и призов во взрослой жизни получают не больше других.

Почему так происходит?

А кто его знает… Ясно одно: далеко не каждому из этих детишек удается реализовать себя в последующей жизни.

Известно, какие факторы в раннем детстве существенно влияют на одаренность?

Конечно! Это раннее определение склонностей ребенка, а дальше повторение, повторение, повторение…

Повторение чего?

Той ситуации, которая позволяет ребенку заниматься тем, что ему интересно. Если он музыкант, то это бесконечное взаимодействие с инструментом, если спортсмен — ежедневные тренировки. Но только если ребенок этого хочет, если ему неинтересно, то точно ничего не получится. Гении вырастают только из тех, у кого есть эта способность — тренироваться до бесконечности.


Взгляд со стороны

Как меняется психология сегодня?

В психологии мало завершенных мыслей. Здесь ни о чем нельзя твердо сказать: «Это наука установила». Закономерности в лучшем случае статистические.

Когда я приезжала в МГУ защищать докторскую диссертацию, у меня возникли очень сильные разногласия с рецензентами и оппонентами. Они считают, что я науку подменяю, обращаюсь к социологии, биологии и другим вещам, не связанным с тем, что в советской науке называли психологией и по инерции продолжают называть сейчас. Мне кажется опасным такое стремление к отделению, нежелание расставаться с прошлым и впускать новое. В настоящей науке не может быть застоя. Конечно, от прошлого нельзя отказываться, но и зацикливаться на нем нельзя. К сожалению, со стороны мне видится, что российской психологической науке слишком уж свойственны реверансы, направленные в прошлое — нашим замечательным советским ученым.

Еще в 95-м году вы написали статью про отличия наших студентов от американских. В Йеле вы увидели жизнь американских студентов изнутри. Что вы теперь скажете про эти различия?

Студенты Йельского университета — это студенты не самые обычные, элитарные. Очень важно, что они в университет ходят не только учиться, — они живут на его территории в особой, обогащенной среде. Они намного более разносторонние: увлекаются спортом, танцуют и поют, в походы ходят, политические дискуссии ведут. Жизнь в колледже очень насыщенна, академические занятия в ней самые главные, но далеко не единственные. Им все жутко интересно, они очень живые и включенные. Они стараются пораньше прийти в лабораторию или туда, где им интересно работать. Ничего такого в российских университетах я не видела.

http://rusrep.ru/article/2013/09/30/deti

Определены победители Всероссийского конкурса «Учитель года России - 2013»

Posted: 29 Oct 2013 06:36 AM PDT

30 сентября 2013 года во Дворце культуры "Октябрь" города Подольска Московской области состоялась торжественная церемония объявления результатов II тура финала Всероссийского конкурса "Учитель года России - 2013". Победителями конкурса стали:

АХБЕРДИЛОВ Ахбердило Абдулаевич, Тидибская средняя школа Шамильского района Республики Дагестан, учитель истории

КИЛЬДЮШКИН Владимир Михайлович, средняя школа №121 городского округа Самара, учитель истории и обществознания, заместитель директора школы по воспитательной работе

КОЛЕСНИЧЕНКО Светлана Владимировна, средняя школа № 9 города Гуково Ростовской области, учитель русского языка и литературы

КОЛПАКОВ Сергей Николаевич, средняя школа №49 города Томска, учитель физики

СИДЕНКО Андрей Григорьевич, средняя школа №29 города Мытищи Московской области, учитель информатики

Пятерку победителей ждёт ещё одно, последнее, конкурсное испытание – «круглый стол» образовательных политиков с участием Министра образования и науки Российской Федерации Дмитрия Ливанова.

Участник конкурса, набравший наибольшее количество баллов в общем рейтинге по результатам второго и третьего туров, объявляется Абсолютным победителем конкурса.

Справочно:

Всероссийский конкурс "Учитель года России" проводится с 1990 года. Учредители конкурса: Министерство образования и науки Российской Федерации, Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации, "Учительская газета".

Первые 15 лет финал неизменно проходил в столице. С 2005 года финал "Учителя года России" стал проводиться в субъекте Российской Федерации, представителем которого является абсолютный победитель Всероссийского конкурса "Учитель года России" предыдущего года. В 2005-2011 годах хозяевами финалов становились Калининград, Челябинск, Череповец, Санкт-Петербург, Москва, Магнитогорск, Тула, Москва, Липецк.

В состав жюри конкурса входят победители Всероссийского конкурса "Учитель года России" предыдущих лет, представители учредителей, общественных организаций, деятели науки, культуры и образования. Финал конкурса проводится в три тура.

В первом туре принимают участие все участники финала конкурса. Конкурсные задания первого тура: "Интернет-ресурс", "Методическое объединение", "Учебное занятие", "Разговор с учащимися", "Беседа с родителями". Пятнадцать участников, набравших наибольшее количество баллов в общем рейтинге по результатам первого тура, объявляются лауреатами конкурса.

Во втором туре принимают участие лауреаты конкурса (15 человек). Конкурсные задания второго тура: "Мастер-класс" и "Открытая дискуссия". Пять лауреатов конкурса, набравших наибольшее количество баллов в общем рейтинге по результатам второго тура, объявляются победителями конкурса.

В третьем туре участвуют победители конкурса (5 человек). Конкурсное мероприятие третьего тура: "Круглый стол" образовательных политиков" – беседа на актуальную тему с участием Министра образования и науки Российской Федерации, демонстрирующая авторскую позицию каждого победителя. Участник конкурса, набравший наибольшее количество баллов в общем рейтинге по результатам второго и третьего туров, объявляется Абсолютным победителем конкурса.

http://pedsovet.org/content/view/20034/251/

Педагоги из Карачаево-Черкесии стали победителями конкурса «За нравственный подвиг учителя-2013»

Posted: 29 Oct 2013 06:32 AM PDT

В Пятигорске были подведены итоги II этапа Всероссийского конкурса работ в области педагогики, работы с детьми и молодежью «За нравственный подвиг учителя 2013» Северо-Кавказского федерального округа.

В конкурсе приняли участие и педагоги из Карачаево-Черкесии. По результатам финального тура конкурса победителями стали:

в номинации: «Лучшая программа духовно-нравственного воспитания детей и молодежи» I место заняла Ирина Маковей - учитель начальных классов МКОУ  «Основная общеобразовательная школа № 1 ст. Сторожевой» Зеленчукского муниципального района, по теме: «Мой дом, моя семья, моя республика, моя Родина»;

в номинации: «Лучшая инновационная разработка года» II место заняла Татьяна Салащенко - учитель начальных классов МКОУ «Гимназия № 13» г. Черкесска, по теме: «Неделя семьи»;

в номинации: «Лучшая программа гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи» II место занял Шамиль Хапаев - учитель географии МКУО «СОШ с. Чапаевское» Прикубанского муниципального района, по теме: «Воспитание патриотизма через использование краеведческого материала на уроках географии и во внеурочной работе по предмету»;

в номинации:  «За организацию духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения» III место заняла Наталья Пешкова - учитель русского языка МКОУ «Основная общеобразовательная школа ст.  Исправной» Зеленчукского муниципального района,  по теме: «Жемчужина духовно-нравственного воспитания»;

в номинации: «Лучший издательский проект года» III место заняла Зурида Ашибокова - заместитель директора по воспитательной работе МКОУ «СОШ № 2 а. Псыж  им. С.Х. Гонова» Абазинского муниципального района, по теме:  «Цвети, цвети, моя Абазашта!» методическое пособие по нравственно-патриотическому воспитанию школьников 1-11 классов».

kchr.ru

Детям-сиротам вернут льготное образование

Posted: 29 Oct 2013 06:30 AM PDT

Депутаты «Единой России» готовы вернуть детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, возможность поступать вне конкурса и на бюджетной основе в высшие учебные заведения.

Соответствующие поправки в закон «Об образовании» и «О дополнительных гарантиях по соцподдержке детей-сирот» вносят члены фракции «Единая Россия» Алена Аршинова, Григорий Балыхин, Николай Булаев и Николай Валуев.

До вступления нового закона об образовании детям-сиротам предоставлялось право поступать вне конкурса на условии успешного прохождения вступительных экзаменов. Однако в новой редакции такой льготы не стало.

Как пояснила автор поправки Алена Аршинова, еще на стадии обсуждения закона «Об образовании» она и ряд коллег-депутатов пытались отстоять эту норму в новом документе, была развернута дискуссия, которая свелась к тому, что противники этой нормы настояли на ее исключении из новой редакции, ссылаясь на отсутствие тяги сирот к получению образования.

— На стадии обсуждения закона высказывались мнения о том, что очень много детей-сирот на ранних этапах бросают учебу. Не посещают лекции, семинары, проваливают экзамены, отсеиваются на первых курсах, — рассказала Алена Аршинова.

Сейчас действует норма, которая позволяет предварительно год обучаться вне конкурса на подготовительных курсах.

— Дети, если не выдерживают конкурс, целый год учатся бесплатно на подготовительных курсах, получают стипендию и живут в общежитии, — пояснила депутат.

Однако соавтор поправки Николай Булаев отмечает, что хотя новый закон об образовании и дает детям-сиротам возможность быть принятыми на подготовительные отделения вузов, он не гарантирует им поступление.

— А этим законопроектом успешно учившиеся ребята смогут быть зачислены вне конкурса и в сами вузы, — пояснил Булаев. — Мы подготовили этот законопроект, чтобы дать детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, двойные гарантии.

Депутаты других фракций также поддержали это предложение.

Алексей Чепа («Справедливая Россия») считает, что при поступлении в вузы детей-сирот нужно не просто поддерживать, а еще и нанимать им репетиторов.

— По своему опыту работы в детских домах могу сказать, что этот период для них самый сложный, и даже очень талантливый ребенок может замкнуться. Тем более халтурщики и лентяи будут выявлены уже на первом этапе учебы, и к ним нужно относиться по справедливости. Главное в любом ребенке, будь то сирота или ребенок из обычной семьи, — это стремление учиться, — говорит Чепа.

Согласен с коллегами и депутат Олег Смолин (КПРФ).

— Я и другие депутаты от нашей фракции ранее уже выступали с этой инициативой, но нам тогда сказали, что делать этого не надо, потому что льготников и так много. Рад, что проблема взволновала и коллег из «Единой России», — заявил он.

Директор института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина возвращение всех льгот не поддержала. Она напомнила, что дети этой категории часто приходили в престижные вузы, имея слабую подготовку, что не давало им удержаться уже на 1–2 курсах. Это было первой причиной отмены льгот. Вторым пунктом стала череда случаев липовых инвалидностей, популярность которых объяснялась стопроцентной гарантией поступления для абитуриентов.

— Часто в вузе на одну специальность дается группа грантовых мест, например, на 25 человек. 24 места доставались детям данной категории. Получается, что на оставшееся грантовое место был конкурс по 200 детей из обычных семей. Это было несправедливо, — вспоминает Ирина Абанкина.

Как рассказала «Известиям» депутат Аршинова, причина внесения данной поправки — многократные обращения приемных родителей, которым «нелегко воспитывать приемных детей и давать им высшее образование».


Читайте далее: http://izvestia.ru/news/557693#ixzz2j7Lbb9tg

Глава КЧР обсудил с руководителем Рособрнадзора вопросы совершенствования качества образования

Posted: 29 Oct 2013 06:26 AM PDT

Глава Карачаево-Черкесии Рашид Темрезов встретился c  руководителем Федерального агентства по надзору в сфере образования и науки Сергеем  Кравцовым.

В ходе встречи, состоявшейся  в рамках рабочего визита  С. Кравцова  в Северо-Кавказский  федеральный округ, обсуждены вопросы, касающиеся  модернизации системы образования.  В частности,  глава Рособрнадзора подробнее остановился на вопросе совершенствования учебного процесса в вузах  Карачаево-Черкесии. Обсуждался также вопрос   ведения в регионах страны  реестра   специальностей, востребованных на рыке труда.   Было отмечено,  что вузам необходимо проводить  подготовку специалистов, активно используя имеющуюся учебно-методическую базу.  Также регулярно проводить профориентационные мероприятия с учащимися  школ  для популяризации самых востребованных на рынке труда специальностей.

Одной из  главных тем встречи  стали также итоги  Единого государственного экзамена в 2013 году.  Глава Рособрнадзора отметил, что в текущем году  ЕГЭ во многих регионах России  прошел с нарушениями. Сергей Кравцов обозначил основные задачи  по   организации  ЕГЭ в 2014 году.

kchr.ru

Совет школы должен решать все вопросы учебного заведения

Posted: 29 Oct 2013 06:23 AM PDT

В "Российской газете" сегодня 183 ученика - это дети сотрудников редакции. А всего в России 13 млн 362 тысячи школьников. То есть наши вроде как капля в море. Но то, что происходит в школах, мы прекрасно знаем по собственному опыту. И о поборах с родителей, и о сложностях с переходом на школьную форму, и о том, сколько стоят "бесплатные" учебники...

"РГ" решила провести на улице Правды свое родительское собрание. Причем мы пригласили поучаствовать в нем всех читателей. А потому наше собрание смело можно назвать всероссийским. Очень надеемся, что "наверху" будет услышан голос каждого родителя.

Наталия Шкарлат, мама ученицы престижной школы, Москва:

- Когда дочь принесла уточненное расписание уроков, мы ахнули: каждый день по шесть уроков. А в субботу семь! И там значатся физика, обществознание, история, география, физкультура. Причем геометрия шестой урок после физкультуры. А "на закуску" еще технология, где девочкам расскажут, как готовить. Окончательно добило предложение собраться у кого-нибудь дома "бригадой из семи человек", все приготовить, а на следующий урок принести...

Попытались ввести школьную форму. Синюю. То есть купленная в прошлом году форма другого цвета не годилась. Девочкам разрешается теперь ходить только в юбках. Брюки даже в холодную погоду нельзя. В школе есть только буфет с напитками, булками и чипсами-печенюшками. Хорошо еще, что поборы у нас "небольшие": на тетради для контрольных работ, бумагу для распечаток, учебники иностранного языка (два комплекта с рабочими тетрадями и диском) и сбор с класса суммы в пользу школы... Примерно на 10 тысяч рублей набегает.

Ольга Бухарова, мама пятиклассника, Пушкино Московской области:

- Весной нам сказали, что все учебники для пятого класса дадут осенью - дети будут заниматься по новым учебникам и заявки только-только успели собрать. А накануне 1 сентября объявили: надо купить книги по французскому языку, информатике. Назвали авторов.

Нашла эти учебники с надписью "ФГОС", то есть Федеральный государственный образовательный стандарт. Оказалось, нужно без этой надписи. В итоге ребенку выдали старые учебники по информатике из библиотеки. Когда уже начались занятия, понадобился комплект для занятий по английскому языку. В итоге покупка всех необходимых пособий обошлась примерно в 3 тысячи рублей.

Когда я поинтересовалась в местном департаменте образования, сколько денег выделяется школам на учебные пособия, мне назвали цифру 1100 рублей на одного ученика. Получается, что если вышел из лимита, покупай книги сам. В начальных классах, когда занятия проходили в одном кабинете, родителям пришлось собирать деньги на навесные потолки, парты, телевизионную панель... В этом году директор школы уверяла, что деньги из бюджета выделяются только на ремонт коридоров, а все остальное делается либо силами родителей, либо на спонсорские деньги.

Иван Сас, дедушка шестиклассника:

- Наш школьник всегда ждал пятницы как праздника: вечером, пусть и поздним, мы отправлялись на дачу. Зато вся суббота была наша. Эта вольница закончилась, когда ребенок пошел в 5-й класс: оказалось, что у старших классов шестидневка. Выходной школа отняла явочным порядком, просто поставив перед фактом.

Мы полагали, что в ходе реформ случаются всякие несуразности, но их быстро поправят, учитывая мнение общественности. Надежда крепла еще и оттого, что, например, глава департамента образования Москвы Исаак Калина на сайте ведомства рекомендовал столичным школам придерживаться пятидневной учебной недели.

И вот наш ребенок стал шестиклассником. Но школа, вопреки рекомендациям ее руководителей, по-прежнему лишает выходного и учеников, и родителей. Я принадлежу к поколению, которому пришлось жить и трудиться по шестидневной рабочей неделе. И когда во второй половине 60-х партия и правительство узаконили пятидневку, это воспринималось как огромная победа. Вскоре на пятидневку перешла и школа. Правда, плата оказалась дорогой: школа перешла с 10 лет обучения на 11.

Сегодня, возвращаясь к шестидневке, школа приводит аргументы: ученикам нужно осваивать больше необходимой информации, все это не вмещается в рамки старых программ. Хотите, чтобы дети отдыхали? Давайте пожертвуем еще годом учебы, сделав 12-классную систему обучения.

Тенденция "грузи семью" со стороны школы проявляется все отчетливее. К примеру, ученики вынуждены нести на уроки труда рейки, бруски, фанеру, гвозди, саморезы и прочие материалы. Такого не было даже в наше послевоенное полуголодное время.

Когда верстался номер, наш школьник принес радостную весть: субботняя учеба отменяется! Это только в нашей школе или везде?

Андрей Полухин, папа ученицы 4 класса, Воронеж:

- К счастью, школьная форма, которую мы приобрели прошлым летом, еще подходит. А значит примерно 3 тысячи рублей останется в кармане. Пару учебников на этот раз удалось взять в библиотеке. Остальные обошлись в 3500. Завуч пояснила: книг нужного образовательного стандарта нет. Школа перейдет на него, но начнет с первых классов, вот малышам, дескать, с книгами и повезет.

Да нам, в общем, тоже повезло: в одной из гимназий города, где детям выдали только пару нужных учебников, с родителей берут по 500 рублей за "аренду книг".

Ольга Герасименко, мама ученика гимназии, Москва:

- В школах, где углубленно изучаются какие-то предметы, абсолютно точно приходится покупать учебники, рабочие тетради и диски за свой счет. Я не против этого, но считаю, что уже на первом собрании в школе родителям должны честно сказать: вот эти учебники школа даст вам бесплатно, а за эти придется заплатить. Нам это сказали. Кстати, комплект книг для углубленного изучения иностранного языка стоит около 1500 рублей.

Моей дочери-первокласснице в прошлом году выдали бесплатно настолько потрепанные, исписанные ручкой учебники, что она даже расплакалась, когда взяла их в руки. Пришлось срочно бежать покупать новые... Кстати, каков срок "жизни" школьных учебников? Три, пять, десять лет.

Ирина Штерман, мама школьницы из Иркутска:

- Дочка учится в привилегированном учебном заведении, где существует дресс-код, предписывающий ходить на занятия в пиджаке и только в пиджаке. Кто не понял, в чем, собственно, проблема, советую для начала примерить пиджачок и посидеть в этом наряде часов восемь в душном классе. Потом можете попробовать надеть поверх него ветровку, куртку или пуховик, то есть ту верхнюю одежду, что обычно носят подростки. И вы увидите, что это, во-первых, страшно неудобно, во-вторых, выглядит по-идиотски.

Попытки как-то пересмотреть школьный наряд наталкиваются на принципиальность администрации. "Лицей - официальное учреждение, и дети должны быть одеты соответственно, - заявила директор. - Поэтому мы настаиваем на деловом стиле одежды". Да кто бы спорил! Но объясните мне, почему из всего делового гардероба надо было выбрать самую неудобную вещь? Почему запрещены жилеты и сарафаны? Почему считается, что трикотажный кардиган нельзя? На эти вопросы ответ один: "Когда дети кто в чем, это ужасно". Можно подумать, что когда все в пиджаках, это не ужасно. Пиджаки-то все разные - длинные, короткие, широкие, узкие. Есть в полоску, есть в клетку, а также "брусничного цвета с искрой". Так что если и имеется какое-то единообразие во внешнем виде лицеистов, то оно в том, что все дети выглядят одинаково плохо.

Закон помогает родителям

- расходы на оплату труда учителей, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек несут госвласти регионов, которые предоставляют субвенции местным бюджетам

(п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона "Об образовании в РФ" N 273);

- обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных школ, обустройство прилегающих территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов

(п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона "Об образовании в РФ" N 273);

- платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, которая финансируется федеральными или местными бюджетами. А если школы все же получили эти средства, то обязаны их вернуть

(ч. 2. ст. 101 Федерального закона "Об образовании в РФ" N 273).

Какое наказание могут понести директора школ за то, что собирают деньги с родителей на учебники?

- Как минимум их могут привлечь к административной ответственности по статье 19.1 КоАП РФ ("Самоуправство").

"Самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права... влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей".

С сайта "РГ"

Летом собирали деньги на косметический ремонт класса. Новые окна поставили только в 3-4 кабинетах на первом этаже, на другие нет денег. Зато в классе интерактивная доска - здорово, конечно, но лучше бы на эти деньги поменяли окна, сделали ремонт в классе.

Татьяна (Петрозаводск)

Администрация школы принуждает покупать школьную формы у конкретной фирмы. Форма дороже, чем в розничных сетях города.

Кирилл (Новосибирск)

Половину учебников купили. Охрану, уборку, ремонт оплатили.

Людмила (Саратов)

Учителя начальных классов перекладывают свою работу на родителей, домашнее задание делаем по 3-4 часа минимум, объемы шокируют.

Юлия

Мы пошли в 1-й класс. Кружки в школе бесплатно, а продленка только до 14.00.

Виктория (31, юрист, Калуга)

У нас платные учебники даже в 1-м классе!!! Охраны в школе нет вообще.

Юлия (37, юрист, Ленинградская область)

Нам в начальной школе навязывают шестидневку. Приходится изучать русскоязычным башкирский язык, учебники крайне неудачные, да и нет нормальных методик преподавания национального языка русским. Учитель английского второй год берет для класса учебник Биболетовой, который тоже очень плохой, пришлось с этого года нанять репетитора. Заметно подорожал учебник по математике Петерсон.

Татьяна (Уфа)

В школе постоянная текучка кадров учителей, особенно по английскому. Педагоги уходят даже в середине года.

Екатерина (Мытищи)

Компетентно

Михаил Рыжаков, директор Института содержания и методов обучения РАО:

- Никогда школа не имела такой свободы, как сейчас. Почти все вопросы можно решить с помощью Совета школы. Обычно в Уставе школы прописано, какая рабочая неделя принята в учебном заведении - пятидневная или шестидневная. Но если родителям что-то не нравится, они могут обратиться в Совет школы и предложить свои варианты. Я знаю школы, где первая и четвертая четверть - пятидневки, чтобы родители и дети могли выезжать из города на выходные, а вторая и третья - шестидневки. Я, например, за пятидневку. Если нет такой возможности, то пусть хотя бы в сентябре и октябре не будет шестидневки.

Ограничений по количеству уроков в законе нет. У нас успешно работают школы полного дня, когда дети приходят в школу к 9 часам, а уходят в 18. При этом устают не больше тех, кто проводит в школе только 5-6 часов. Все дело в чередовании нагрузки. И с этой точки зрения физкультура между физикой и геометрией - не так плохо. Но надо правильно организовать учебный процесс. Например, увеличить переменку на 5-10 минут. Какой будет продолжительность урока и переменки, решает директор, но управляющий совет может внести свои предложения, к которым администрация обязана прислушаться.

Новый Закон "Об образовании в РФ" позволяет разработать для каждого ребенка индивидуальный учебный план. Теоретически для каждого ученика можно составить индивидуальный график занятий. Один будет заниматься в субботу, а другой - нет.

Валентина Иванова, председатель Всероссийского педагогического собрания:

- По закону школы обязаны бесплатно предоставлять в пользование учебники и учебные пособия в пределах Федерального госстандарта. Деньги на закупку учебников выделяются региональными бюджетами. Принуждение родителей к сбору денег на ремонт школы и охрану противоречат законодательству. Однако если на заседании общешкольного родительского комитета принято решение оказать школе помощь в ремонте на добровольной основе, - пожалуйста. Но, подчеркиваю, принуждение к сбору денег недопустимо.

Илья Крылич, представитель министерства образования Омской области:

- Два-три года назад большинство омских школ было за пятидневку. Сейчас в средних и старших классах все-таки принята шестидневка. Из федерального бюджета на учебники пошло 93 млн рублей, еще 62, 5 млн рублей выделил областной бюджет. В общей сложности было закуплено 600 000 экземпляров. В эти дни как раз заканчиваются поставки книг. Что касается учебных пособий, то мы обеспечиваем рабочими тетрадями лишь начальную школу и детей из малообеспеченных семей. На ремонт школ в этом году было выделено 900 млн рублей. В итоге отремонтировано 220 школ, 75 из них - в Омске.

Сергей Бебчук, директор школы N 1199, Москва:

- У нас в школе все 20 лет - пятидневка. По учебникам мы работаем мало, в основном используем их как учебные пособия. Каждый месяц в обязательном порядке собираем со всех родителей по 100 рублей на чай и булочку. Это перекус помимо бесплатного обеда и полдника. Полдник вообще-то полагается на детей из социально незащищенных семей, но Совет школы решил, что полдник будет делиться на всех учеников, которые в этот момент находятся в школе. За все время существования школы за государственный счет мы ремонтировались только один раз. Из 58 деревянных окон четырнадцать нам заменили на пластиковые. И деньги на ремонт закончились. Если бы мне выдали на руки эту сумму, думаю, мне хватило бы на все окна.

Пресс-служба департамента образования Москвы:

- Пяти- или шестидневный режим обучения выбирает администрация школы вместе с родительской общественностью. Оба варианта имеют свои достоинства и недостатки, поэтому рекомендовать всем один из них было бы неправильно. В каждом случае школа может решить, как будет удобнее для учеников.

Собрание провели Ирина Ивойлова, Наталья Ячменникова

http://www.rg.ru/printable/2013/09/24/roditeli.html

Электронные учебники станут платными

Posted: 29 Oct 2013 06:02 AM PDT

Хотя пока электронные учебники используются в школах не массово, а в порядке эксперимента, не за горами то время, когда они станут основным учебным средством, как уже стали обыденными вещами компьютеры и телефоны. Поэтому самые различные коммерческие компании уже сейчас стремятся «попасть в струю» и застолбить себе место на этом потенциально перспективном рынке. Кто-то стремится продвигать свои учебники оптом непосредственно в школы, зарабатывая за счет финансирования Минобразования, а кто-то планирует продавать их в розницу всем желающим. Как купить учебник за свои кровные деньги, зачем его покупать и сколько он будет стоить — выяснил «МК».

Электронный учебник — это программа, которую можно запустить на настольном компьютере, ноутбуке, планшете или смартфоне. Бумажные учебники в школах бесплатны для учеников и их родителей, и то же самое касается их электронных версий: платить за них также будет государство. Поэтому проект одной из столичных компаний — системных интеграторов, которая этой осенью открывает собственный интернет-магазин школьных учебников не для школ, а для обычных граждан, нас серьезно озадачил. Зачем покупать самостоятельно то, что школа предоставляет бесплатно?

— Мы делаем цифровые версии учебников нескольких известных издательств, чьи книги сейчас используются в школах, — рассказывает вице-президент по инновационным проектам компании-производителя Дмитрий Изместьев. — На сегодняшний день уже подготовлено около 500 учебников по самым разным предметам и для разных классов.

— Но кто ваш потенциальный покупатель, если учебники и так выдают в школе бесплатно?!

— Несмотря на то что учебники выдаются бесплатно, они также продаются в обычных книжных магазинах, — улыбается Дмитрий. — А значит, кто-то их покупает. И ситуаций, когда учебник требуется приобрести самостоятельно, — немало. Школы заказывают для себя комплекты определенных учебников, определенных авторов и издательств — как правило, разных. Скажем, русский язык — издательства «Просвещение», история — от «Дрофы», физика — от «Бинома» и т.д. Но кому-то по тем или иным причинам могут понадобиться аналогичные учебники иных авторов — вот их как раз можно купить отдельно от школы. Или вот некоторые люди сдают ЕГЭ сегодня, окончив школу несколькими годами раньше, — им уже никто не выдаст учебники бесплатно, как мы понимаем, а готовиться нужно. Да и совсем уже нетипичные ситуации бывают: скажем, родители в разводе, ребенок живет с мамой, там же держит и все учебники, и школьные принадлежности. А когда он навещает отца, то при необходимости делать уроки он должен тащить с собой тяжеленный рюкзак книг. Имея электронные «дубликаты», можно заниматься в гостях, на даче и т.д.

— Ваш потенциальный покупатель в целом понятен. Но сейчас электронными учебниками занялись многие — и компании-производители программного обеспечения, и сами издательства. Как вы планируете выделить ваши учебники в ряду аналогичных? Тем более если это, в сущности, не новые учебные пособия, а оцифрованные версии хорошо известных книг? Есть ли что-то инновационное?

— Мы не только просто переносим в электронный вид книгу — мы ее дополняем различными мультимедийными материалами — массой картинок, обучающих анимаций, видео и т.д. А наша фирменная фишка — небольшие видеоуроки, которые лично читают авторы учебников и лучшие учителя России. Это крошечные видеоролики, которые тут и там разбросаны по тексту.

— Как электронный учебник защищен от пиратов, которые скопируют его и пустят в «свободное плавание»?

— Для того чтобы учиться по электронному учебнику, нужно установить на свой компьютер, планшет или смартфон специальную программу для просмотра. Есть версия для планшетов и смартфонов Apple, для планшетов и смартфонов Android и, конечно, для Windows. Эта программа бесплатная: вы устанавливаете ее, покупаете файл учебника и скачиваете его в эту программу. Он становится к ней привязан, и его невозможно послать по почте, скопировать на флешку, выложить в Интернет и т.д.

— Какова стоимость учебника?

— Магазин еще не запущен, но предварительно можно сказать, что она будет близка к цене обычной бумажной книги. Подешевле — если учебник переведен в электронный вид «как есть», подороже — если он дополнен разным мультимедийным контентом.

■ ■ ■

Несмотря на то что производители электронных учебников не рассматривают возможность чтения их с экрана смартфона как основную, никаких препятствий к этому нет. И хотя бум электронных учебников только набирает обороты, офтальмологи бьют тревогу уже сегодня. Их опасения вызывают в первую очередь возможность читать книги на экране смартфона — а ведь именно смартфон находится всегда под рукой, в отличие от планшета и тем более компьютера. Угрожающую статистику озвучил недавно известный британский офтальмолог и основатель лондонской сети клиник хирургии глаза Focus Clinics Дэвид Алламби. По его словам, со времени массового распространения первых смартфонов, которое он датирует 1997—1998 годами, на 35% выросло количество людей с прогрессирующей миопией, проще говоря — близорукостью, когда человек хорошо видит вблизи, но плохо видит вдаль. Причиной врач называет увлечение смартфонами, которые используются в среднем по 1,5–2 часа в день. Причем не важно, что вы на нем делаете, — читаете, смотрите видео, играете или лазаете по Интернету. Главное — что экран телефона при этом находится на расстоянии 18–30 см от глаз, тогда как книгу или газету мы обычно держим на расстоянии примерно сорока сантиметров. Это вызывает продление активности дефектных генов, ответственных за миопию, — обычно развитие близорукости у человека останавливается в возрасте около 21 года, но с активным использованием смартфонов этот возраст продляется до 30–40 лет. По прогнозам Дэвида Алламби, к 2033 году почти 50% тридцатилетних будут близорукими! Офтальмолог особенно предостерегает от их использования детей и рекомендует вообще не покупать ребенку смартфон в раннем возрасте.

http://www.mk.ru/

Россия признала дипломы 201 иностранного вуза

Posted: 29 Oct 2013 06:00 AM PDT

Правительство РФ утвердило новый список иностранных вузов, дипломы которых признаются на территории России. Всего в перечень, который 21 сентября был опубликован на сайте кабинета министров, вошло 201 учебное заведение из 23 стран.

В кабмине пояснили, что в этот список попали вузы, которые находятся на высоких позициях международных рейтингов университетов. Как уточняется, они входят в первые три сотни сразу трех рейтингов: Academic Ranking of World Universities, QS World University Rankings и The Times Higher Education World University Rankings. Также эти вузы не находятся в странах, с которыми у России заключен договор о признании дипломов.

Подготовка такого списка, как считают в правительстве, поможет привлечь в Россию высококвалифицированных специалистов. Как сказано на сайте российского кабмина, власти надеются увидеть в стране выпускников таких вузов, как, например, Кембриджский университет, Мюнхенский технический университет, Массачусетский технологический университет, Киотский университет и других.

Предыдущий перечень вузов, чьи дипломы признаются в России, был принят в мае 2012 года. В него входили 212 учебных заведений. До этого иностранные специалисты были вынуждены проходить многомесячную процедуру признания их дипломов.

http://lenta.ru/news/2013/09/21/diploma/

Глава КЧР: ликвидация очередности в детсады - главная задача властей

Posted: 29 Oct 2013 05:56 AM PDT

ЧЕРКЕССК, 21 сен — РИА Новости. Развитие системы дошкольного образования Карачаево-Черкесии и решение проблемы очередности в детские сады — один из главных приоритетов для органов республиканской власти, заявил в субботу глава региона Рашид Темрезов.

В субботу в рамках празднования 188-летия Черкесска состоялось открытие детского сада "Солнышко" на 125 мест. Это второй детсад, введенный в строй в республиканском центре с начала 2013 года.

"Сегодня в День города Черкесска мы открываем этот прекрасный детский сад "Солнышко". Для нас очень важно, чтобы наши дети имели возможность ходить в такие уютные, светлые, комфортные сады и школы. Для нас это основная задача. Главным приоритетом для всех органов местного самоуправления сегодня является решение проблемы очередности в дошкольные учреждения", — сказал Темрезов на церемонии открытия детсада.

Рашид Темрезов отметил, что сейчас в Черкесске одновременно ведется строительство трех детских садов, а в ближайшее время начнется строительство еще одного крупного дошкольного учреждения по улице Доватора на 250 мест. "Я убежден, что в ближайшее время очередности в детские сады в Черкесске не будет. Работа в этом направлении будет продолжена во всех городах и районах республики без исключения", — подчеркнул он.

По данным пресс-службы главы региона, под детский сад "Солнышко" реконструировано здание одного из корпусов СОШ №11, которое более 20 лет находилось в аварийном состоянии. Работы проведены в короткие сроки. За полгода обветшавшее здание изменилось до неузнаваемости, и теперь здесь разместился один из самых просторных и комфортных детсадов города. В дошкольном учреждении созданы все условия для образования, духовного и творческого роста ребят, занятий физкультурой и укрепления здоровья. Открытие этого дошкольного учреждения позволило не только решить проблему очередности в детские сады Черкесска, но и открыть более 20 новых рабочих мест.

Владимир Путин попадет в новый учебник истории России

Posted: 29 Oct 2013 05:53 AM PDT

В новом едином учебнике истории найдется место для Владимира Путина. Как сообщил источник в Министерстве образования и науки, периоду правления нынешнего главы государства решено посвятить отдельный раздел.

Таким образом, школьникам будут преподавать не только историю постперестроечной России до 2000 года, но и новейшую историю вплоть до 2012 года.

"После долгих консультаций было решено, что в учебник должна войти история России до последних президентских выборов. Было много сомнений и споров, однако в итоге решили не отходить от общемировой практики", - сообщил источник.

По словам пресс-секретаря главы государства Дмитрия Пескова, президент не хочет вмешиваться в работу историков. "Владимир Владимирович в саму работу ученых и преподавателей не вмешивается. Пусть профессионалы решают, как должен выглядеть этот учебник, и нужно ли включать в него время правления нынешнего президента", - подчеркнул Песков.

Минобрнауки опубликует концепцию нового учебного уже на следующей неделе.

Напомним, в июне министр образования и науки Дмитрий Ливанов заявлял, что считает правильным ограничить изучение истории России 2000 годом. С аналогичным мнением выступал и министр культуры Владимир Мединский, который сказал, что поставить точку в изучении отечественной истории нужно "на 2000 годе - моменте вступления в должность президента РФ Владимира Путина".

Добавим, что инициатором создания единого учебника в феврале текущего года стал сам Путин.

http://www.mk.ru

Минобрнауки будет информировать об изменениях в сфере образования

Posted: 29 Oct 2013 05:50 AM PDT

МОСКВА, 19 сен — РИА Новости. Министерство образования и науки РФ хочет быть максимально открытым в информировании общества об изменениях в сфере образования и заинтересовано в предоставлении гражданам полной и объективной информации, заявили в пресс-службе ведомства.

"В периоды принципиальных изменений в системе образования для нас крайне важно, чтобы в обществе была полная и объективная информация обо всех преобразованиях. Обеспечение открытости органов власти во многом зависит от эффективности работы специалистов по связям с общественностью", — цитирует пресс-служба слова помощника министра образования и науки РФ Ирины Ган.

Она напомнила, что с 11 по 13 сентября министерство провело в Сочи ежегодный семинар пресс-секретарей и специалистов по связям с общественностью региональных ведомств. Подобные мероприятия Минобрнауки РФ проводит с 2005 года.

"Проводимые министерством коммуникационные семинары являются важным инструментом повышения открытости и синхронизации деятельности органов управления образования на федеральном и региональном уровнях", — отметила Ган.

В рамках семинара также состоялся финал Всероссийского открытого конкурса профессионального мастерства пресс-секретарей и специалистов по связям с общественностью региональных министерств

http://ria.ru/education/20130919/964245472.html

Комментариев нет :

Отправить комментарий