пятница, 13 сентября 2013 г.

Новости образования

Новости образования


Дмитрий Медведев утвердил номенклатуру должностей педагогических работников России

Posted: 12 Sep 2013 12:06 PM PDT

Премьер-министр российского правительства подписал Постановление от 8 августа 2013 года №678 о номенклатуре должностей педагогических работников. Документ опубликован на сайте кабинета министров сегодня, 12 августа. Постановлением утверждается номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций. Документ разработан в связи с необходимостью приведения к единообразию на всей территории Российской Федерации, во всех организациях, осуществляющих образовательную деятельность, независимо от их организационно-правовой формы, наименований должностей педагогических работников и должностей руководителей. В соответствии с документом к категории «Должности заместителей руководителей, руководителей структурных подразделений и их заместителей, иные должности руководителей» относятся следующие должности: помощник ректора, помощник проректора, руководитель (заведующий) учебной (учебно-производственной, производственной) практики, советник при ректорате, старший мастер, учёный секретарь совета организации, учёный секретарь совета факультета (института). Данное решение направлено на обеспечение в отношении лиц, замещающих указанные должности, сохранения существующих мер социальной поддержки и недопущения ухудшения их правового и социального статуса в связи со вступлением в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Реализация постановления обеспечит единство подходов к установлению наименований должностей педагогических работников при подготовке нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов и распорядительных документов федеральных министерств и ведомств, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемых в том числе в соответствии с положениями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Постановление вступает в силу с 1 сентября 2013 года одновременно с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».

http://www.dayperm.ru/node/60734#one_title

МИНОБРАЗОВАНИЕ ИНИЦИИРУЕТ ПРОВЕРКУ НАУЧНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Posted: 12 Sep 2013 12:03 PM PDT

Министерство образования опубликовало на официальном сайте regulation.gov.ru документ, регламентирующий процедуру проверки научных организаций на предмет их эффективности. Предлагается провести мониторинг всех научных организаций на подобии той проверки, что была проведена в отношении российских ВУЗов. Тогда это вызвало бурную негативную реакцию со стороны руководства высших учебных заведений, особенно попавших под угрозу ликвидации из-за неэффективности.

Учитывая общественную значимость темы, Минобразования не стало спешить с принятием окончательных решений и предложило документ для общественного обсуждения. На это отведено 15 дней, что, с точки зрения министерства, должно повысить легитимность и улучшить качество документа, особенно с учетом того, что это является социально острой темой.

Авторы предлагают целый ряд поправок к постановлению правительства 2009 года «Об оценке результативности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения». Суть изменений: теперь критерии эффективности научных учреждений будет разрабатываться специальными «референтными группами», созданными из институтов схожего профиля, например исторических или биологических. Группы будут формироваться исходя из «направлений исследований, научной специализации, видов выполняемых научных и опытно-конструкторских работ». Для каждой референтной группы предложено выработать свои методики оценки, а также «минимальные значения показателей результативности» (документ не конкретизирует эти предложения).

Действительно, нынешняя ситуация, при которой научные организации проверяли сами учредители, также предлагавшие и в отношении самих себя административные решения, выглядит странной. В начале этого года РАН провела свою проверку, по итогам которой из 370 учреждений лишь одно было признано неудовлетворительным, а 357 – блестящими. Авторы новых подходов утверждают, что действующий метод не позволяет сравнивать достижения научных организаций, например вузовскую науку и академическую. Кроме того, чиновники испытывают «затруднения в вопросах сопоставления результативности российских научных организаций с научными организациями экономически развитых стран». Ведомственный мониторинг сохранится, только теперь он будет проводиться по новым правилам и, что важно, ежегодно.

Инициатива Минобразования является дополнением и сопроводительным инструментом реформы РАН. По сути, готовится платформа для очистки научной инфраструктуры от неэффективных учреждений, что позволит сфокусировать государственную поддержку именно на тех, кто сохранил определенный уровень качества научной работы и, тем более, показывает успехи. Каждый институт по итогам будет отнесен к одной из трех категорий: «лидеры», «стабильные» и «утратившие научный профиль и перспективы развития». В число последних попадут те организации, которые «не показывают значимых научных результатов и не являются при этом уникальными в соответствующей отрасли». Их судьбу решат «федеральные органы исполнительной власти и государственные академии наук» - в документе говорится о возможности реорганизации, ликвидации или замене руководителя.

В то же время особое значение имеет легитимность критериев классификации научных учреждений с точки зрения интеллектуального сообщества и определения круга экспертов, которые будут проводить оценку. Если эти проблемы не удастся разрешить, то неприятие принимаемых мер (которое в любом случае неизбежно, так как речь идет о заведомо непопулярном мероприятии) может усилиться. Григорий Зацман, старший аналитик Российского индекса научного цитирования, в интервью «Полит.ру» заявил, что «вопрос не в том, какая структура будет проводить мониторинг, а именно в том, каких специалистов привлекут к этому процессу. Внутренняя ли это комиссия РАН или выбранные министерством исполнители - главное, чтобы точкой отсчета стал профессиональный опыт привлеченных специалистов и экспертов».

«Всесторонний аудит нашего научного сектора», анонсированный министром образования Дмитрием Ливановым – является дополнением реформы РАН, вызвавшей крайне противоречивую реакцию в обществе. Эксперты в области образования указывают, что мониторинг напрашивался уже более двадцати лет: советское наследие российской науки требует коренной переоценки. Тем не менее, реформа неизбежно вызовет протесты со стороны научного сообщества, также крайне критично воспринявшего и реформу РАН. Но судя по всему, «расчистка» научной отрасли – политическое решение Кремля, что должно обеспечить Минобразования весь необходимый инструментарий для ее реализации.

http://www.politcom.ru/16197.html

Медведев принял постановление об обсуждении образовательных стандартов в интернете

Posted: 12 Sep 2013 11:58 AM PDT

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление, которым вводится общественное обсуждение в интернете проектов федеральных государственных образовательных стандартов, сообщается в понедельник на сайте правительства.

В рамках реализации нового закона об образовании Медведев подписал ряд документов, которые вступят в силу с 1 сентября, сообщает РИА Новости.

Так, в РФ вводится порядок внесения изменений в образовательные стандарты, предусматривается согласование проектов стандартов ассистентуры-стажировки с Минкультуры и проектов стандартов ординатуры с Минздравом, устанавливается процедура проведения экспертизы и утверждения проектов, содержащих сведения, которые составляют гостайну.

По стандартам общего образования, среднего профессионального образования и высшего образования, по рассмотрению проектов, содержащих гостайну, будут создаваться рабочие группы.

В РФ также утверждены правила мониторинга системы образования и перечень обязательной информации о системе образования, подлежащей мониторингу, ежегодный отчет о результатах которого будет размещаться на сайте Минобрнауки России для общественного обсуждения. Также утверждена номенклатура должностей педагогических работников и руководителей образовательных организаций.

Кроме того, один из подписанных Медведевым документов утверждает критерии формирования списка иностранных организаций, выдающих документы об образовании, и правила, определяющие порядок включения таких иностранных образовательных организаций в этот перечень.

http://www.mn.ru/society_edu/20130812/353364536.html

Правительство приняло постановления, направленные на реализацию закона "Об образовании в РФ"

Posted: 12 Sep 2013 11:39 AM PDT

МОСКВА, 12 августа. /ИТАР-ТАСС/. Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал ряд постановлений, направленных на реализацию федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". В частности, как сообщает правительственная пресс-служба, утверждены критерии формирования перечня иностранных образовательных организаций, которые выдают документы об образовании и квалификации, признаваемые в РФ, и правила, определяющие порядок включения таких образовательных организаций в указанный перечень. Другим постановлением премьер утвердил ряд новшеств по отношению к действующей процедуре разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов. Так, вводится порядок внесения изменений в госстандарты образования, предусматривается согласование проектов стандартов ассистентуры-стажировки с Минкультуры России и проектов стандартов ординатуры с Минздравом РФ; предусматривается создание рабочих групп по стандартам общего, среднего профессионального и высшего образования, а также группы по рассмотрению проектов, содержащих сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну; устанавливается процедура проведения экспертизы и утверждения проектов, содержащих гостайну. "Кроме этого, постановлением вводится общественное обсуждение с использованием интернета проектов федеральных государственных образовательных стандартов, за исключением содержащих сведения, составляющие государственную тайну", - отметили в пресс-службе. Другим подписанным документом утверждены правила мониторинга системы образования. Определение показателей мониторинга и методики их расчета поручены Минобрнауки. Ежегодный отчет о результатах данного наблюдения будет размещаться на сайте министерства для общественного обсуждения и представляться в правительство. Помимо этого, Медведев утвердил номенклатуру должностей педагогических работников организаций, ведущих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций. "Документ разработан в связи с необходимостью приведения к единообразию на всей территории РФ, во всех организациях, осуществляющих образовательную деятельность, независимо от их организационно-правовой формы, наименований должностей педагогических работников и должностей руководителей", - пояснили в правительстве. Постановления вступают в силу с 1 сентября этого года одновременно с федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации".

http://www.itar-tass.com/c95/837118_print.html

Что готовит населению России Министерство образования и науки в ближайшие 5 лет

Posted: 12 Sep 2013 11:29 AM PDT

План деятельности Министерства образования и науки РФ на 2013-2018 годы опубликован на федеральном портале «Российское образование».


Обозначены 11 основных целей Минобрнауки России, из которых мы приводим первые шесть.

Цель 1. Обеспечить доступность дошкольного образования для каждого ребенка в возрасте от 3 до 7 лет на базе нового федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Результат: размер очереди на места в дошкольных образовательных организациях по состоянию на конец соответствующего календарного года: в 2013 году – 329 тыс. мест; в 2015 году и далее – 0 мест.

Цель 2. Обеспечить соответствие школьного образования предпочтениям, способностям и жизненным планам школьников и их семей, перспективным задачам развития России.

Результат: повышение результатов участия российских школьников в международных сопоставительных исследованиях качества образования (по сравнению с результатами  предыдущих раундов исследований):
на 3 % в каждом следующем раунде исследований

Цель 3. Создать эффективную систему социализации детей и молодежи, выявления и развития молодых талантов.

Результат: удельный вес численности детей, охваченных образовательными программами дополнительного образования детей, в общей численности детей и молодежи  от 5 до 18 лет: в 2013 году – 59 %; в 2018 году – 71 %.

Цель 4. Обеспечение соответствия качества подготовки и структуры программ профессионального образования потребностям российского общества и экономики.

Результат: число российских университетов, входящих в топ-200 ведущих мировых
университетов согласно одному из глобальных рейтингов: в 2013 году – 2 университета, в 2018 году – 8 университетов.

Удельный вес численности обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования прикладного бакалавриата: в 2013 году – 0 %, в 2018 году – 30 %.


Цель 5. Доступное образование для детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

Результат: удельный вес числа образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования, обеспечивающих доступность обучения и проживания лиц с ограниченными возможностями здоровья, в общем их числе: В 2013 году – 8 %, в 2018 году – 20 %.


Цель 6. Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи российских граждан.

Результат: число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на учете в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей: в 2013 году – 121 тыс. человек, в 2018 году – 60 тыс. человек.

http://www.innov.ru/news/2013/all/chto-gotovit-naselen/

Минобрнауки предлагает завести учительские электронные дневники

Posted: 12 Sep 2013 11:25 AM PDT

Министерство образования и науки подготовило проект методических рекомендаций по разработке показателей эффективности образовательных учреждений. Документ предлагает два рейтинга эффективности - для руководителей учреждений и для преподавателей, пишет газета "Известия".

Итоги рейтинга будут использоваться для более эффективного распределения грантов, которые государство предоставляет образовательным учреждениям. Согласно методическим рекомендациям, информация о результатах деятельности руководителей и преподавателей школ и детсадов будет размещаться в общем доступе в Интернете.

Для директоров дошкольных и средних образовательных учреждений Минобрнауки определило следующие показатели эффективности: удовлетворенность населения, информационная открытость, мероприятия по профилактике правонарушений у малолетних, выполнение требований законов, реализация социально-культурных проектов (школьные музеи, театры и прочее), организация работы с одаренными детьми, индивидуального образовательного процесса.

Дополнительно для руководителей школ будет учитываться реализация профильного обучения, динамика индивидуальных результатов учеников, "сохранность контингента" учеников (количество отчисленных). Итоги ЕГЭ и ГИА предлагается учитывать через особый критерий. Это будет отношение среднего балла 10% выпускников с лучшими результатами и 10% - с худшими.

Оценка преподавателей будет основываться на следующих направлениях работы: учебные и социальные проекты (экскурсии, учебные проекты, олимпиады, соревнования и т.д.), участие в исследованиях по мониторингу успеваемости, динамика достижений учеников, взаимодействие с родителями, работа с детьми из неблагополучных семей, а также создание элементов образовательной инфраструктуры (оформление кабинета, музея и т.д.).

Максимальное количество баллов по каждому показателю должны определить местные органы власти.

http://top.rbc.ru/society/06/08/2013/868968.shtml?print

Доживем до конкурса. Директоров школ будут выбирать

Posted: 12 Sep 2013 11:19 AM PDT

Новый Закон "Об образовании" разрешает выборы директоров школ. Правда, последнее слово остается за региональными властями - они должны решить, будут учителя и родители выбирать директоров или нет.

Чем выбранный директор лучше назначенного? Об этом "РГ" рассказывает учитель русского языка и литературы школы "Интеллектуал", член совета профсоюза "Учитель" Всеволод Луховицкий.

В Москве уже принято решение, что при назначении директора школы главное слово за Управляющим советом.

Всеволод Луховицкий: Это первый шаг. Но детали пока не ясны. Директор школы оказывается в странном положении. С одной стороны, он руководитель и не зависит ни от кого, кроме Управляющего совета. Директор сам распределяет зарплату, нагрузку педагогов, издает приказы. Жаловаться на директора сложно, потому что в Управлении образования теперь говорят: разбирайтесь сами, мы не вмешиваемся в работу школ. С другой стороны, директор абсолютно зависим от учредителя. А надо сделать директора зависимым не от чиновника, а от педагогов и родителей.

Учителя смогут открыто голосовать за претендентов или доверять право выбора самым уважаемым педагогам? Надо ли учитывать мнение родителей?

Всеволод Луховицкий: Возможны разные варианты. Самый простой - прямые выборы на общем собрании трудового коллектива. Более реально в наших условиях участие представителей трудового коллектива в комиссии, которая рассматривает кандидатуры на должность директора.

А если школа выберет хорошего человека, который окажется плохим управленцем?

Всеволод Луховицкий: Сейчас основной лозунг: директор должен быть менеджером, а не педагогом. Директоров-педагогов остается все меньше, потому что на директоре все большая ответственность и все больше ему приходится заниматься чем угодно, только не детьми.

Как часто могут проходить выборы?

Всеволод Луховицкий: Сейчас договор с директором заключается на три года. Можно оставить этот срок, а можно и увеличить.

Как быть, если директор не выполнил своих обещаний? Уволить его не позволит Трудовой кодекс. Он отработает положенный в контракте срок?

Всеволод Луховицкий: Уволить директора сейчас не проблема. А вот избранный директор будет чувствовать себя увереннее, потому что за ним стоят коллеги.

Готовы ли наши педагоги к такому самоуправлению?

Всеволод Луховицкий: Учителя будут учиться демократии, видя, что от их решений и действий что-то реально зависит. Авторитарными методами, навязывая им директоров, стандарты, программы, учебники, воспитывать свободно мыслящих педагогов нельзя.

За границей подобный опыт есть?

Всеволод Луховицкий: Там муниципалитеты обладают реальной властью и силой, местное сообщество дает школе деньги и управляет в том числе и директором.

Между тем

Эксперты называют главные проблемы российской школы:

- В формировании политики в области образования все определяет бухгалтерская точка зрения.

- Ни один "эксперимент" над школой не был проанализирован, ни разу обществу не предоставляли возможность объективно оценить последствия "эксперимента".

http://www.rg.ru/printable/2013/08/06/direktora.html

Минобрнауки РФ определило пункты, которые будут влиять на стимулирующую часть зарплаты педагогов

Posted: 12 Sep 2013 11:09 AM PDT

В настоящее время заработная плата школьных педагогов складывается из двух частей – базовой и стимулирующей. Базовая часть – основная и вопросов не вызывает, она практически не меняется. А вот стимулирующая часть - это, собственно, та самая премия, которая зависит от конкретных результатов труда. Она вызывает множество вопросов и споров, в связи с этим Минобрнауки РФ разъяснило, за какие именно заслуги директора и рядовые педагоги могут получать стимулирующие надбавки к зарплате. Министерство выделило рекомендации, которые нужно учитывать при распределении стимулирующей выплаты отдельно для рядовых учителей и директоров школ.

Для рядовых учителей выделено 10 пунктов. На первом месте «дополнительные проекты» - экскурсии, экспедиции и другие крупные классные мероприятия, в том числе - социальные. На втором месте по значимости - организация или участие в исследованиях успеваемости учеников, на третьем - динамика успехов учеников по итогам всевозможных контрольных и проверочных работ. Далее идет работа с родителями, участие учеников в олимпиадах и других творческих мероприятиях, участие педагога в разработке программы обучения, физкультурно-массовая работа, работа с неблагополучными семьями, оформление кабинета, музея.

К премии директора требований больше - в рекомендациях Минобрнауки 17 пунктов. В том числе - отсутствие жалоб от родителей, активная работа родительской общественности в школе, высокое качество дополнительного образования в школе, работа по привлечению в школу молодых педагогов, наличие программ по работе с одаренными детьми, профильное обучение, предпрофильная подготовка. Учитывается также количество выбывших из школы учеников и итоги ЕГЭ. Правда, два этих пункта - на последних местах. Методические рекомендации касаются также и сотрудников всех детских садов и колледжей, и их руководителей.

Источник: http://www.eduhelp.info

Комментариев нет :

Отправить комментарий