вторник, 1 октября 2013 г.

Новости образования

Новости образования


Учителям одобрили льготную ипотеку

Posted: 30 Sep 2013 12:16 PM PDT

Ипотека для молодых педагогов становится все более доступной. «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» (АИЖК) улучшило условия ипотечной программы «Молодые учителя».

Ипотечные кредиты для педагогов по льготной ставке уже второй год предоставляет АИЖК, созданное Правительством РФ для повышения доступности жилья россиянам. Агентство разработало и успешно реализует программу «Молодые учителя», которой уже успели воспользоваться более 700 педагогов. Однако до недавнего времени, чтобы получить кредит на льготных условиях, педагогу нужно было сначала оформить жилищную субсидию. Теперь это требование снято. И АИЖК предлагает всем молодым учителям улучшить жилищные условия при помощи ипотеки под 8,5% годовых в рублях. Эта льготная ставка не зависит от срока кредита и размера первоначального взноса и является одной из самых низких на российском рынке жилищного кредитования.

Для тех, кому не больше 35

Согласно основным условиям программы «Молодые учителя», кредиты предоставляются педагогам в возрасте до 35 лет (включительно), которые работают в государственных и муниципальных общеобразовательных учебных заведениях, школах-интернатах, специальных коррекционных школах для детей сирот. Полный список должностей преподавателей, имеющих право на льготные кредиты, можно посмотреть на сайте АИЖК (www.ahml.ru). При этом общий стаж педагогической деятельности должен составлять не менее трех лет, а стаж на последнем (текущем) месте работы — не менее 6 полных календарных месяцев.

Одним из главных преимуществ программы является льготная ставка 8,5% годовых в рублях. Процентная ставка фиксируется на весь срок кредитования, который может составлять до 30 лет. Ставка не зависит от размера первоначального взноса. Кредит можно оформить на сумму от 300 тыс. до 11 млн. рублей. Сумма кредита рассчитывается в зависимости от размера подтвержденного совокупного дохода всех созаемщиков и размера первоначального взноса.

Для оформления ипотеки молодому учителю необходимо внести собственные средства на первоначальный взнос в размере не менее 10% от оценочной стоимости приобретаемой недвижимости. Дополнительно в качестве первоначального взноса могут использоваться средства материнского (семейного) капитала и жилищной субсидии. В качестве подтверждения платежеспособности заемщика принимается только официальный доход, подтвержденный справкой по форме 2-НДФЛ. Если собственных доходов заемщика недостаточно для получения требуемой суммы кредита, то можно привлечь до четырех созаемщиков — близких родственников (супруг/супруга, братья, сестры, родители). Тогда будет рассматриваться совокупный доход созаемщиков. При этом ежемесячный платеж заемщика не может превышать 45% его ежемесячного совокупного дохода (совокупного дохода всех заемщиков, участвующих в сделке).

Выбираем недвижимость

Отметим, что ипотека по программе «Молодые учителя» теперь выдается на приобретение не только готового, но и строящегося жилья. Перечень объектов, аккредитованных агентством, можно посмотреть на сайте АИЖК. Кроме того, можно приобрести индивидуальный дом, коттедж или таунхаус, расположенный на территории комплексной малоэтажной застройки. Полный список таких территорий, аккредитованных в АИЖК, также представлен на сайте агентства. Можно приобрести индивидуальный дом и вне территорий комплексной застройки, но в таком случае ставка увеличится на 2 процентных пункта.

Оформляем субсидию

Существенным подспорьем для молодых педагогов может стать жилищная субсидия, предназначенная для оплаты части первоначального взноса. Возможность ее предоставления зафиксирована в постановлении Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 г. «О порядке предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат в связи с представлением учителям общеобразовательных учреждений ипотечного кредита». Субсидия предоставляется в случае, если субъект утвердил собственную программу в регионе и участвует в процессе софинансирования выплат таких субсидий

Согласно этому документу, список педагогов, которые получат субсидии, регионы формируют самостоятельно. То есть каждый регион имеет право утвердить свои критерии для включения в список учителей, желающих воспользоваться средствами господдержки. Основные требования: возраст до 35 лет и занятость в государственных и муниципальных общеобразовательных заведениях. Зачастую в региональных программах зафиксирован определенный стаж, необходимость признания учителя (семьи учителя) нуждающимся в улучшении жилищных условий.

В 2013 году предусмотрено 1,5 млрд руб. для софинансирования субсидий из федерального бюджета (примерно на 10 тыс. учителей), которые будут использованы для выплаты субсидий в 73 регионах.

Согласно постановлению Правительства размер жилищной субсидии для оплаты части первоначального взноса может составлять до 20% от суммы кредита. Так что в разных регионах размеры субсидий могут отличаться.

Отметим, что если педагог имеет право на субсидию, то АИЖК не предъявляет требований по общему стажу. Достаточно стажа на последнем месте работы не менее шести месяцев.

Для того чтобы узнать, может ли учитель претендовать на субсидию, ему следует обратиться в департамент или министерство образования и науки того региона, в котором он работает.

Важно отметить, что субсидия предоставляется только на приобретение жилья с использованием ипотечного кредита под ставку 8,5%. Ипотечный кредит, а именно кредит, который выдается под залог приобретаемой квартиры, предполагает регистрацию ипотеки (обременения на приобретенную квартиру). В приобретенной квартире можно проживать, регистрироваться, но заемщик не имеет права продавать ее или отдавать в залог до момента полного расчета с банком.

Пять ступенек к новому жилью 1. Заполните заявку на участие в программе «Молодые учителя» на сайте АИЖК.

2. Уточните в уполномоченном органе вашего региона, положена ли вам жилищная субсидия на оплату части первоначального взноса. Если решение положительное, получите подтверждающее уведомление/сертификат.

3. Подготовьте документы для получения одобрения на кредит и расчета максимально возможной суммы и подайте их партнеру АИЖК в вашем регионе. Список документов и партнеров в вашем регионе размещен на сайте АИЖК.

4. Подберите квартиру или дом с учетом одобренной суммы кредита и имеющегося первоначального взноса. Для подтверждения стоимости закажите независимую оценку выбранного жилья.

5. Оформите ипотечный кредит и покупку жилья: подписание кредитного договора и договора купли-продажи с продавцом происходит одновременно. Также заключаются договора страхования.

Впоследствии регистрируется переход права собственности на жилое помещение (права на объект незавершенного строительства) и ипотека (обременение).

Если использовалась жилищная субсидия, то часть первоначального взноса, уплаченного из собственных средств заемщика, и сумма ипотечного кредита поступят продавцу сразу после оформления кредита и регистрации сделки, а средства субсидии – в течение нескольких рабочих дней после получения документов о регистрации права собственности на приобретенное жилье.

Пример расчета

Стоимость квартиры: 2 700 000 руб.

Для приобретения такой квартиры размер первоначального взноса должен составлять 270 тыс. рублей. Размер кредита – 2 430 000 руб. Для обслуживания кредита необходим совокупный доход вашей семьи – ваш и вашего супруг (супруга) и/ или не более 3 близких родственников – в размере 40 000 руб. в месяц. Платеж по ипотечному кредиту не может составлять более 45% совокупного ежемесячного дохода семьи – 18 000 тыс. руб. Срок кредита 30 лет.

При наличии субсидии

Стоимость квартиры: 2 700 000 руб.

Для приобретения такой квартиры размер первоначального взноса должен составлять 270 тыс. рублей. Размер субсидии – 404 000 тыс. руб. (20% от суммы кредита), сумма кредита – 2 020 000 руб., ежемесячный платеж по кредиту – 15 тыс. руб.

http://pedsovet.org/content/view/19800/251/

Больше всего отличников поступило в педагогические вузы России

Posted: 30 Sep 2013 12:13 PM PDT

МОСКВА, 5 сентября. В 2013 году педагогические вузы впервые попали в список российских учебных заведений, зачисливших на бюджетные места большинство студентов-отличников со средним результатом ЕГЭ 70 баллов и выше.  

 

alt

"В прошлом году у нас не было ни одного педагогического вуза, в котором было бы большинство отличников, в этом году у нас пять таких университетов", — сообщил ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов.  

 

Как передает РБК, этими вузами оказались Московский государственный педагогический университет, Московский городской педагогический университет, Московский городской психолого-педагогический университет, Российский государственный педагогический университет им.А.И.Герцена, а также Красноярский государственный педагогический университет.
Подробнее: http://www.rosbalt.ru/main/2013/09/05/1172451.html

Школьное образование в 2020

Posted: 30 Sep 2013 12:10 PM PDT

В начале августа представители российского образовательного сообщества погрузились на теплоход и отправились в плавание. Проект назывался «Форсайт-флот»: целую неделю чиновники, студенты и стартаперы обсуждали, куда движется современное образование. Мероприятие задумало и провело Агентство стратегических инициатив — организация помогает встретиться государству и проектам социального значения. Edutainme отобрали десять самых интересных прогнозов на 2020 год, касающихся школы.

1. Lego-образование

Образовательная система в ее нынешнем состоянии — бюрократическая машина, штампующая знания под пристальным контролем государства. Номенклатурный режим пора оставить в прошлом: места чиновников должны занять независимые игроки. В новых условиях сложно будет пенять на плохую школу: за то, что останется в голове у выпускника, в равной степени отвечают сами школьники, родители, разработчики обучающих приложений. Образование — не монолит, который выдается каждому цельным куском. Это даже не пирамида, состоящая из детского сада, школы и института. Это сложная система из отдельных деталей: сегодня их можно получать чуть ли не из воздуха. На основе маленьких фрагментов, которые предлагаются всюду, человек будет сам складывать индивидуальный образовательный конструктор. При этом образовательные траектории будут предлагать не только учителя и родители, но и сами сервисы.

2. Сервисы начнут замещать детский сад и школу

Уже сейчас сервисы с успехом берут на себя не только образовательные, но и социальные функции. Воспитательницам старой закалки придется смириться: обучающих игр, симуляторов и онлайн-учителей с каждым днем становится все больше, а оттащить от них детей всё сложней. Правда, пока непонятно, могут ли приложения научить самых маленьких, например, настоящей дружбе, но уж точно не научат ругаться матом. При этом не стоит думать, что детей отдают на попечение бездушным машинам. Система оффлайн-сервисов укрепляется так же активно: открываются школы выходного дня при музеях, городские творческие лагеря. Сегодня ребенок может запросто вырасти гением вне каких-либо официальных школьных и дошкольных институций. Проблема лишь в том, что си-стема не поспевает за изменениями в мире образовательных технологий, и вся ответ-ственность ложится на родителей. Со временем это может привести к появлению «школ родительского мастерства» и специфических образовательных программ для семей.

3. Школьное образование поляризуется

Стремительное развитие чревато разрывом между успешными и отстающими игроками образовательного поля. Сильные школы будут всё активнее внедрять новые технологии, налаживать связи с вузами и партнерами по всему миру. Прогрессивные родители, педагоги-новаторы и предприниматели объединят силы для того, чтобы развитие не останавливалось. В это время слабые школы рискуют превратиться в «камеры хранения», основной функцией которых останется присмотр за детьми. Усилится разрыв между школами разного типа — городскими и сельскими, специализированными и школами широкого профиля. Сильные городские школы будут все больше развивать инфраструктуру — бассейны, клубы по интересам, студии и секции. В это время в маленьких сельских школах основное содержание легко будет поддерживать на достойном уровне (оно может транслироваться по интернету откуда угодно), но всё остальное окажется под вопросом.

4. Поддержка отечественного производителя или глобализация

Шквал импортных образовательных предложений со временем придется сдерживать за счет собственных сил. Следующий шаг — поддержка российских и русскоязычных стартапов. Русская система оказывается на развилке: можно встраиваться в мировой процесс, переходить, например, на английский, выдавать международные дипломы, а можно продолжать идти своим путем. При этом российскому образованию предстоит стать равноценным участником мировой системы или выбрать положение на периферии. Кстати, выбиваться в лидеры вовсе необязательно: возможно, вдумчивое освоение европейского опыта окажется полезнее оригинальных разработок.

5. Новая «цифровая» педагогика

Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы обнаружить, что большинство знаний, предносимых в школе, никогда не пригождаются в жизни. То же самое касается и мира учителей, которым всё сложнее подстраиваться под меняющиеся условия. В эпоху тотальной доступности знаний учителям придется отказаться от заманчивого положения светочей и стать менторами, коучами, активистами, хранителями школы как общественного пространства. Практики электронного образования начинают влиять на традиционные формы. Учитель вынужден решать проблемы нового порядка: уже нельзя просто стоять у доски и делать вид, что ничего не изменилось. Если алгоритм способен фиксировать каждое движение курсора на экране электронного учебника, преподавателю придется узнать, как можно интерпретировать и использовать эти данные. Люди, привыкшие к десятиминутным лекциям Coursera, не станут ждать, пока профессор закончит чересчур затянувшийся пассаж. Отказ от письма ручкой предполагает другие варианты развития мелкой моторики. Как с этим работать? Готовых рецептов нет ни у кого. Педагогика будущего — это эксперименты, дорога проб и ошибок. Многие помнят, как пришлось приостановить курс Coursera по новым технологиям в образовании: организация учебного процесса для сотни тысяч студентов обернулась неразберихой.

6. Школьные портфолио

В мире растет недоверие к идее единого теста, который может оценить результаты многолетнего обучения очень разных людей. Когда-нибудь ЕГЭ перестанет быть главным поворотным пунктом в судьбе любого молодого человека (он и сейчас таким не является, как бы ни переживали родители). В вузы и на рабочие места начнут выбирать людей на основе портфолио: отныне будут учитываться не только отметки в аттестате, отражающие, как правило, лишь способность запоминать огромные объемы информации. Самым важным окажется социальный капитал — творческие увлечения, опыт волонтерства, участие в командных играх и коллективных проектах, способность принимать волевые и нестандартные решения, проводить исследования и многие другие навыки.

7. Индивидуализация образования с помощью биотехнологий

Профориентация до сих пор имеет туманный статус в академическом сообществе: счи-тается, что за время пути ребенок может много раз поменяться и как личность, и как творческая единица. С одной стороны, знаний становится всё больше, и потребность в специализации возникает всё раньше. С другой стороны, растет спрос на навыки общего порядка — умение добывать информацию, выстраивать личную сеть контактов, организовывать рабочее время. Здесь наверняка оказалась бы полезной генетика — с ее помощью можно определять предрасположенность к тем или иным предметам, организовывать учебный график в соответствии с биометрическими показателями. Скорее всего, это принесет и новые этические проблемы. Например, можно ли разделять учеников на талантливых и неспособных? Надо думать, что в таких случаях решать пришлось бы родителям.

8. Школа перейдет на онлайн-управление

Интернет-дневник и классный журнал — первые ласточки тотального перехода на электронный документооборот. Со временем все образовательные процессы будут не только контролироваться, но и управляться в онлайне. Вся информация о школах в четко регламентированном цифровом виде будет стекаться в один центр. Данные станут открытыми: у каждого учебного заведения появится своя система, которая будет экспортировать информацию по запросу (не важно — для государства ли, родителей или общественных организаций). В новых условиях сложно представить внезапные проверки, ради которых школьная администрация выстраивает потемкинские деревни — ревизии переведут в электронный режим.

9. Школа превратится в общественное пространство

Учебные учреждения станут площадками для встречи всех участников образовательного процесса. Если все могут получить знания дома, то школе останется стать местом для общения, споров, обсуждений. Помимо прочего, это возможность воспользоваться инфраструктурой и сделать что-то руками или вместе с другими детьми. Школа перестанет быть поставщиком знаний и превратится в творческую лабораторию.

10. Геймификация

Геймификация всего и вся — вот без чего точно не обойдется школа будущего. Доселе проблема мотивации никого не волновала, потому что перед детьми не стояло выбора: вариант был только один — оттрубить сорок минут от звонка до звонка. Lego-образование, основанное на свободном выборе, подразумевает иной подход. Игроки рынка — разработчики отдельных приложений и курсов — имеют во всей этой истории насущный финансовый интерес: если не будет интересно, дожидаться звонка на перемену никто не станет. Система оценивания тоже изменится — например, появится система бэйджей, подобная той, что уже есть в онлайн-университетах.

http://www.edutainme.ru/post/shkolnoe-obrazovanie-v-2020/

Путин поддержал идею учителей о создании открытой базы ЕГЭ

Posted: 30 Sep 2013 12:06 PM PDT

Президент Владимир Путин встретился с врио мэра Москвы Сергеем Собяниным и московскими учителями. Во время общения педагоги высказывали идеи о том, как усовершенствовать систему школьного образования, в том числе и столичного.

Одно из предложений касалось возможности сделать базу данных Единого госэкзамена открытой. Это позволило бы учащимся в течение года проработать задания и проанализировать свои успехи и неудачи. Кроме того, снималась бы проблема, связанная с незаконным появлением в Интернете вариантов заданий по ЕГЭ во время экзаменационной кампании. Собеседники президента также предложили проводить сдачу ЕГЭ в электронном виде на базе специальных центров, а не школ. Это, по их мнению, могло снять бы с детей излишнюю психологическую нагрузку.

По мнению педагогов, важно позволить школьникам несколько раз сдать экзамен до момента зачисления в вуз. Сергей Собянин обратил внимание на то, что в настоящее время пересдача ЕГЭ в этот же год не предусмотрена, и, таким образом, школьник теряет 12 месяцев, не поступая в институт. "Вы оформите эти идеи и передайте их Сергею Семеновичу. Мне кажется, что это, безусловно, как рабочий вариант надо посмотреть. И, может быть, какие-то детали доработать", - сказал Путин, выслушав предложения. Собянин, в свою очередь, обещал передать оформленные мысли учителей в министерство образования.

Педагоги, правда, на этом останавливаться не стали. Они подняли еще один вопрос: о повышенной нагрузке на школьников 10 - 11-х классов. При шестидневной учебной неделе она составляет минимум 57 часов: 37 часов - на уроки и около 20 часов - на выполнение домашних заданий. "Москва - это сама по себе образовательная среда. Музеи, театры - все это можно самостоятельно осваивать и параллельно учиться с удовольствием. А получается, что ребенок выполняет домашние задания в одном режиме - 20 часов в неделю, и мы лишаем его возможности осваивать эту образовательную среду по-другому", - считает директор гимназии N 1520, победитель конкурса "Учитель года-2012" Вита Кириченко. По ее словам, сейчас есть замечательные методики, которые позволяют работать детям без домашних заданий.

Чем лучше работает учитель, тем меньше он дает домашнего задания, потому что успевает все закрепить на уроке

Учитель истории гимназии N 1505, победитель конкурса "Учитель года России-2011" Антон Молев считает, что старшеклассников нужно не заставлять выполнять домашние задания, а предлагать им это делать. По его словам, необходимо строить уроки таким образом, чтобы наибольшая часть учеников хотела выполнить домашнее задание и с удовольствием бы это делала. "Ну, это идеальная ситуация", - скептически отреагировал Путин.

- Парадокс заключается в том, что чем лучше работает учитель, тем меньше он дает домашнего задания, потому что успевает все закрепить на уроке. А чем преподаватель слабее, тем больше домашнего задания он задает. Грузит, чтобы получить в конечном счете тот же эффект, но путем дополнительной нагрузки на учащегося, - вмешался в разговор Собянин.

- Ну, это весьма спорное утверждение, - снова скептически отреагировал глава государства.

Правда, он согласился с тем, что у школьников должно оставаться свободное время, которое следует использовать максимально эффективно и с умом. Глава государства попросил учителей оформить и эти предложения. "Попрошу тогда Сергея Семеновича набросать проект поручений, он был руководителем администрации президента, знает, как это делается. Раздадим их в соответствующие ведомства, дадим им домашние задания", - резюмировал Владимир Путин

http://www.rg.ru/printable/2013/09/05/ege-site.html

Постановление Правительства РФ № 79 О федеральной информационной системе "Федеральный реестр сведений о документах об образовании"

Posted: 30 Sep 2013 11:43 AM PDT

Постановление Правительства РФ от 26 августа 2013 г. N 729 "О федеральной информационной системе "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении"

В соответствии с частью 10 статьи 98 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила формирования и ведения федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении".

2. Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки создать федеральную информационную систему "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении".

3. Реализация полномочий, установленных в соответствии с настоящим постановлением, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников ее центрального аппарата, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Службе в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

4. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 293 "О федеральном реестре документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст. 1708).

5. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2013 г.

Председатель Правительства Российской Федерации Д. Медведев

 

Правила формирования и ведения федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении" (утв. постановлением Правительства РФ от 26 августа 2013 г. N 729)

1. Настоящие Правила определяют порядок формирования и ведения федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении" (далее - информационная система), в том числе порядок и сроки внесения в нее сведений о выданных в установленном порядке документах государственного образца об образовании, выданных с 10 июля 1992 г. по 31 августа 2013 г. включительно, документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении, выданных после 31 августа 2013 г., и дубликатах указанных документов, в том числе о документах об образовании, по которым подтвержден факт утраты либо факт обмена и уничтожения (далее соответственно - документы об образовании, сведения), и порядок осуществления доступа к сведениям, содержащимся в информационной системе. Внесению в информационную систему не подлежат сведения о документах об образовании, выданных организациями, осуществляющими образовательную деятельность, находящимися в ведении Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации.

2. Формирование и ведение информационной системы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (далее - оператор информационной системы). Ведение информационной системы осуществляется в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими совместимость и взаимодействие информационной системы с иными государственными информационными системами и информационно-телекоммуникационными сетями, включая информационно-технологическую и коммуникационную инфраструктуры, используемые для предоставления государственных и муниципальных услуг, а также инфраструктуру, обеспечивающую информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, с обеспечением конфиденциальности и безопасности содержащихся в них персональных данных и с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

3. Включению в информационную систему подлежат сведения, указанные в документе в соответствии с образцом документа, установленным на дату выдачи документа, по перечню согласно приложению.

4. Представление оператору информационной системы сведений осуществляется выдавшими документы об образовании федеральными государственными органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также органами и организациями, в ведение которых переданы архивы организаций, выдавших документы об образовании (далее - органы и организации).

5. Представление оператору информационной системы сведений осуществляется на безвозмездной основе органами и организациями в электронном виде путем внесения этих сведений в информационную систему. Методические рекомендации по внесению сведений в информационную систему утверждаются оператором информационной системы. Сведения о документах об образовании, выдаваемых с 1 сентября 2013 г., подлежат внесению в информационную систему в течение 60 дней с даты выдачи указанных документов.

 Сведения о документах об образовании подлежат внесению в информационную систему:

о документах, выданных с 1 января 2009 г. по 31 августа 2013 г. включительно, - в срок по 31 декабря 2014 г. включительно;
о документах, выданных с 1 января 2004 г. по 31 декабря 2008 г. включительно, - в срок по 31 декабря 2016 г. включительно;
о документах, выданных с 1 января 2000 г. по 31 декабря 2003 г. включительно, - в срок по 31 декабря 2018 г. включительно;
о документах, выданных с 1 января 1996 г. по 31 декабря 1999 г. включительно, - в срок по 31 декабря 2020 г. включительно;
о документах, выданных с 10 июля 1992 г. по 31 декабря 1995 г. включительно, - в срок по 31 августа 2023 г. включительно.

6. В целях формирования и ведения информационной системы оператор информационной системы осуществляет:
а) техническое обеспечение функционирования информационной системы;
б) методическое обеспечение деятельности органов и организаций, связанной с внесением сведений в информационную систему;
в) обеспечение безопасного хранения и использования сведений, содержащихся в информационной системе, в том числе осуществление их автоматизированного сбора, хранения, обработки, обобщения и анализа;
г) обеспечение взаимодействия информационной системы с иными информационными системами.

7. Сведения, содержащиеся в информационной системе, предоставляются оператором информационной системы безвозмездно в соответствии с запросами:
а) физическим лицам - в части выданных им документов об образовании;
б) иным лицам - в части подтверждения наличия сведений о выданных документах об образовании.

8. Формирование и ведение информационной системы, в том числе внесение в нее сведений, обработка, хранение и использование содержащихся в ней сведений, доступ к этим сведениям и их защита, осуществляются с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и законодательством Российской Федерации в области персональных данных.

9. Доступ к информационной системе для размещения сведений осуществляется органами и организациями с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, выдача квалифицированного сертификата ключа проверки которой осуществляется удостоверяющими центрами, аккредитованными в порядке, установленном Федеральным законом "Об электронной подписи".

10. Органы и организации обеспечивают полноту, достоверность и актуальность сведений, внесенных в информационную систему.

11. Срок хранения сведений, внесенных в информационную систему, составляет 50 лет. После истечения срока хранения сведения исключаются из информационной системы оператором информационной системы.

Приложение к Правилам формирования и ведения федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении" Перечень сведений, вносимых в федеральную информационную систему "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении"

1. Наименование документа об образовании

2. Номер и серия бланка документа об образовании

3. Регистрационный номер и дата выдачи документа об образовании

4. Фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, которому выдан документ

5. Наименование организации, выдавшей документ об образовании

6. Наименование образовательной программы, наименование профессии, специальности, направления подготовки (при наличии), наименование присвоенной квалификации (при наличии), срок обучения, год поступления на обучение, год окончания обучения

7. Сведения, подтверждающие факт утраты документа об образовании (для документа, по которому подтвержден факт утраты)

8. Сведения, подтверждающие факт обмена и уничтожения документа (для документа, по которому подтвержден факт обмена и уничтожения)

Обзор документа


Федеральный реестр сведений о документах об образовании, квалификации, обучении: правила формирования и ведения.


Утверждены Правила формирования и ведения Федерального реестра сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении.


Речь идет о документах об образовании, выданных с 10.07.1992 по 31.08.2013, документах об образовании и (или) о квалификации, об обучении, выданных после 31.08.2013, и дубликатах указанных материалов (в т. ч. о документах об образовании, по которым подтвержден факт утраты либо обмена и уничтожения). Исключение - документы, выданные организациями СВР, ФСБ, ФСО, Минобороны России.
За формирование и ведение системы отвечает Рособрнадзор.

Данные предоставляются выдавшими документы органами власти и организациями сферы образования, а также органами и компаниями, в ведение которых переданы архивы лиц, выдавших документы. Это делается в электронном виде путем внесения сведений в систему.
Сведения о документах, выдаваемых с 01.09.2013, вносятся в систему в течение 60 дней.

Информация о документах, выданных с 01.01.2009 по 31.08.2013, вносится до конца 2014 г., выданных в 2004-2008 гг. - до конца 2016 г., выданных в 2000-2003 гг. - до конца 2018 г., выданных в 1996-1999 гг. - до конца 2020 г., выданных с 10.07.1992 по 1995 г. включительно - до конца 2023 г.
Сведения предоставляются Рособрнадзором безвозмездно в соответствии с запросами. Граждане получают информацию в части выданных им документов об образовании, иные лица - в части подтверждения наличия сведений о документах.


http://www.garant.ru/hotlaw/federal/491497/

«Главная проблема поколения — неумение напрягаться»

Posted: 30 Sep 2013 11:39 AM PDT

Замдиректора московской школы № 57 Борис Давидович рассказал «Газете.Ru», почему новый закон «Об образовании» ничего толком не изменит

Елена Мухаметшина

Вступивший в силу с началом нового учебного нашумевший закон «Об образовании» на деле вряд ли скажется на качестве обучения российских школьников. Так считает заместитель директора одной из самых известных московских школ — № 57 — Борис Давидович. Почему ставшие предметом ожесточенных споров нововведения не вызовут принципиальных изменений в системе отечественного образования и с чем его работникам придется столкнуться в ближайшее время, он рассказал в интервью «Газете.Ru».

— Как новый закон «Об образовании» затронет конкретно школу № 57?

— Это то же самое, что спросить, как на вас влияет Конституция? Никак особенно не влияет. Проблемы есть, но они другого рода. Может, они как-то с законом и связаны, но закон их не решает. Например, вопрос перехода на нормативно-подушевое финансирование. Нужно будет иначе рассчитывать бюджет школы. В каждом регионе будут выделять определенную сумму на обучение ребенка в год. Теперь нужно иначе оформлять документы, потому что теперь мы «получаем субсидии на выполнение определенных услуг». То есть мы оказываем услуги населению. Бумаг стало больше немного. Но сказать, что что-то стратегически на нас повлияет из-за закона, я не могу. Цифры, сколько стоит обучение одного ребенка, это не вопрос закона, это вопрос конкретных регионов и их возможностей.

— Сколько в Москве будет выделяться денег на обучение одного ребенка?

— В Москве нормативно-подушевое финансирование было введено с 2012 года. Но чтобы сохранить прежнее финансирование, нам ввели поправочный коэффициент. У нас было два переходных года, когда нам искусственно сохраняли прежнее финансирование. И с 1 января 2014 года планируют этот коэффициент убрать. Так что до нового года мы будем жить, а после — будет думать, что делать.

— То есть денег станет меньше?

— Тут очень сложная ситуация.

По Трудовому кодексу ведь запрещено любому человеку менять, уменьшать зарплату, если у него не меняются условия труда. У учителя год устроен с сентября по июнь — у него остается та же нагрузка и тот же объем работы. Мы не имеем права уменьшать зарплату учителю в середине года. Он подаст в суд на нас и выиграет.

Раньше были разные типы школ, которые по-разному финансировались, — гимназии, лицеи, центры образования. А теперь все одинаково. Наша школа стабильно в пятерке лучших школ Москвы. В этом году мы на четвертом месте из 2000 школ. Мы получаем гранты. Один раз нам давали 15 миллионов рублей. В этом году дали 7,5 миллиона. Но эти деньги не спасают школу. Бюджет нашей школы — 120 миллионов рублей в год. В месяц нам нужно порядка 10–12 миллионов. Сейчас у нас хотя бы много детей — 1300 учеников.

После 1 января 2014 года на каждого ребенка государство будет выдавать 63 111 рублей в год. Если умножить 63 111 рублей на 1300 учеников, то получится 82 миллиона рублей. Это уже не 120 миллионов, а примерно на 30% меньше. В этом и проблема, но я верю в наших руководителей, так что думаю, что мы сможем договориться.

— Вы можете увеличить набор детей в школу?

— Это ничего не изменит. Сейчас у нас и так три здания, а это уже, простите за выражение, маленький кибуц. Этим невозможно управлять. Год назад мы получили третье здание. У нас пять классов стало в параллели.

Это уже фабрика, а не школа. Нужно искать новых учителей, а найти качественного учителя — сложная проблема.

— Как вы их разыскиваете?

— Очень тяжело. Даем объявление на сайте, в фейсбуке. Нам очень много звонят учителя из провинции. Мы сейчас вот ищем учителей английского языка. И случайно звонят такие девочки-англичанки. Я у них спрашиваю: «Вы как узнали про нашу школу»? Они отвечают: «По навигатору». Некоторые просто обзванивают все школы по справочнику. Я сразу их определяю по телефону. И задаю удивительные для них вопросы: «У вас есть тройки в дипломе»? — «Ой, я не помню». — «Как не помните? Вы же год назад закончили институт». Они теряются.

— Наверное, вы единственный человек в городе, который спрашивает оценки в дипломе.

— А как иначе? Она же идет наших детей учить. Кстати, сейчас появилась еще одна интересная категория учителей. Это 30-летние люди, которые лет семь назад окончили университет, успешно работают, скажем, в банке. И вдруг понимают, что что-то не то у них в жизни, и просят взять их на работу в школу. Три таких случая было в этом году. Я их беру, но очень аккуратно. Сначала они идут ко мне вести общегородской математический кружок на три параллели 6–8 классов. Я этих ребят из банков сажаю туда и смотрю, как они работают. Вдруг мы друг другу не понравимся? Мы же очень специфичная организация, у нас специфичные нравы. Кружок все-таки ни к чему особенно не обязывает. Не понравилось — ушел. А уроки — это официальные отношения, мы не можем учителя просто так уволить в середине года, нам его заменить некем.

— Учеников часто приходится отчислять?

— В разных классах разная ситуация. Когда берешь ребенка в математический класс, то играешь в угадайку. Набор в математические классы проходит в 8-м классе, детям по 12 лет. И я пытаюсь всем объяснить, с чем им придется столкнуться. Ребенок приходит из другой школы, он там отличник, самый сильный в классе. Ему говорят, какой он гений. И когда он сталкивается с нашей работой, он вдруг понимает, что это совсем не то, чего он ждал.

Ни тебе аплодисментов, ни пятерок, а тяжкий труд. И становится скучно.

В классе, который я в этом году выпустил, было двое таких детей. С ними пришлось расстаться.

Я на собеседовании всегда спрашиваю: «Скажи, Вася, токарь идет на работу — он точит детали на станке, футболист идет на работу — он ногой бьет по мячу, каменщик — он кладет камни. А что математик делает, когда идет на работу»? И мы выясняем, что математик решает задачи. Причем он их решает ни за пятерки, ни из-за какой-то мотивации. А многие к этому не привыкли.

Ко мне приходит ребенок, семиклассник, у него на груди значок «Гордость школы». Я обалдел, когда это увидел. Мы поговорили с этим мальчиком, взяли его. В мае было родительское собрание вместе с детьми, где мы рассказывали, как будем работать, как будет тяжело. Собрание заканчивается, и я вижу, что он в коридоре папе устраивает истерику, что не хочет к нам. Он вдруг понял, что больше не будет гордостью школы, и это для него драма.

Я к нему подошел и говорю: «Если ты хочешь заниматься математикой, то давай к нам, но если не хочешь, то не нужно идти». А мальчик же разумный, и он папе говорит: «Я буду заниматься информатикой». Потом папа с ним поговорил, и он все-таки пошел к нам. Но я беспокоюсь, как он будет учиться. Я боюсь ошибиться. Вдруг его семья сломала, ведь очень часто папы и мамы считают, что у нас готовят гениев. Но если я увижу у него в глазах безысходную тоску, то уберу его из класса.

— В гуманитарных и общеобразовательных классах какая ситуация?

— В гуманитарных классах слово «интеллект» имеет другой смысл, нежели в матклассах. Он более хитрый.

Я работаю завучем уже с 1990 года. И всегда относился к гуманитариям с легкой иронией, скажем так. Но однажды я изменил свое мнение. В 2006 году газета «Известия» провела самостоятельный рейтинг московских школ. Мы оказались на первом месте среди математических школ — это я понимаю. Но мы оказались на первом месте и по гуманитарным классам. Я обалдел. Математические школы они определяли по олимпиадам. А гуманитарные — по мнению экспертов. Они обошли все крутые гуманитарные вузы и опросили преподавателей вузов, абитуриенты из каких школ — лучшие. И все назвали школу № 57. И тут я понял, что моя ирония несколько неуместна.

Гуманитарии чем сложны? Они раньше «созревают», нежели математики. У них «тусовка» играет большую роль в жизни. Я борюсь с курением у гуманитариев. И в общем ладно, если тусовка тусовкой, а работа работой. Но для некоторых детей тусовка оказывается главнее. От таких детей тоже приходится избавляться.

— По новому закону «Об образовании» у детей должны появиться индивидуальные образовательные траектории. Как у вас с этим?

— У нас есть математический, гуманитарный, общеобразовательный учебные планы. Так что формально у нас все есть. Что такое общеобразовательный класс? Это не класс глупых детей. Это дети, которые профессионально не определились. Общий учебный план — 36 часов, из них 28 часов мы делаем одинаковыми для всех. А оставшиеся шесть отдаем предметам по выбору. Они должны выбрать два предмета по четыре часа, чтобы изучать их углубленно. На выбор есть: геометрия, алгебра, литература, русский язык, история, география, биология, физика, МХК, английский, информатика.

У нас в этом году, как и в прошлые, 100% выпускников поступили в вузы. Из общеобразовательного класса один пошел на математику во ВШЭ, другой — на мехмат МГУ, еще один — на фундаментальную медицину в МГУ, двое пошли во ВГИК и так далее. То есть по всему спектру предметов. Ведь очень мало детей, кто к 8-му классу определяется с тем, чем он хочет заниматься в жизни. А математиков мы с трудом набираем 20 учеников.

— В математических классах между учениками есть какая-то конкуренция?

— У нас такая хитрая система преподавания, что этого нет. Если отбросить все детали, то мы каждым ребенком профессионально в одинаковой степени недовольны. В каждом классе могут быть разные люди, могут сидеть два чемпиона мира по математике и просто очень хороший мальчик. Но, поскольку у нас индивидуальное обучение, у каждого ребенка свой учитель математики, то это позволяет каждым ребенком в профессиональном смысле быть недовольным в равной степени. И все это одинаково ощущают.

Каждый что-то должен преподавателю. Мы очень тщательно за этим следим.

У нас нет на стенах досок «Наши золотые медалисты», «Наша гордость». Занял первое место на олимпиаде, погладили по головке и дальше стали работать. Все.

А вы зайдите в школу № 239 в Петербурге, там весь коридор просто увешан «нашей гордостью». Я не знаю, может быть, мы просто из прошлого тысячелетия. Но пока у нас такие правила.

— Как вы относитесь к портфолио, которое собираются учитывать при поступлении?

— Это смешно. Что они в это портфолио будут класть? Ко мне приходит мама с большой папкой. Там грамоты ее ребенка: он спел песню, ему дали грамоту. Мы хотим, чтобы было «как на западе», но у них там совершенно другие правила игры. Так что я не понимаю, что и как можно оценивать по портфолио.

— Как вы смотрите на то, что и премьер-министр, и министр образования говорили о том, что у наших школьников нет культуры честно сдавать экзамены?

— Понимаете, с ЕГЭ вообще очень сложная ситуация. Надо понять, кому такая ситуация, которая сложилась в этом году, выгодна. Это либо какой-то большой бизнес, либо еще что-то. Варианты, которые были в интернете, не выкладывали школьники Дальнего Востока. Правильные варианты в сети появились за 3–4 дня до экзаменов. Аналитические комиссии пытаются понять, на каком этапе могла произойти утечка. Но это не главное. Главное даже не то, кто эту утечку организовал, а зачем? Чего хотят люди, которые воруют эти варианты: денег, удовольствия, обмануть власть?

— Какая-то «теория заговора»?

— Нет, почему? Просто, может быть, кто-то таким образом хочет скинуть министра Дмитрия Ливанова. Этому несчастному депутату на букву «Б» министр наступил на больную мозоль, он лишился многих своих постов, кроме депутата Госдумы. У него же сейчас бешеная активность по поводу Министерства образования и науки. Просто та методичность, и та всеобъемлемость, когда по каждому предмету за три дня появлялись реальные варианты, дают думать, что за утечками стояли непростые люди.

На мой взгляд, единственный способ борьбы — публикация всех вариантов, чтобы смысл воровства был потерян. А утром в день экзамена лототрон выбирает варианты. Второй вариант — разделить ЕГЭ на две части: для тех, кто будет поступать в вуз, и тех, кто не будет. Те, кто хочет поступить в университеты, пусть решают вариант С. Причем этот экзамен надо проводить в 10 пунктах по всей стране как военную операцию, как это происходит в Китае.

— Вы своим ученикам говорите, чтобы они не смотрели варианты, выложенные в интернет?

— Они профессионалы, поэтому и так все напишут. Зачем сытому красть кусок хлеба? Я помню, когда в Москве ЕГЭ только вводился, был полный бардак. Я своим детям сказал, что не мы порядки устанавливаем, вы делайте свое дело и не обращайте внимания на окружающих. И у меня тогда из 14 человек в классе было десять стобалльников. Хотя я тот класс вообще не считал самым сильным своим классом. Хотя они и на московской олимпиаде тогда обыграли город. Из 14 первых премий восемь были наши.

— Вы ими гордились или остались недовольны?

— Они меня удивили. Я остался доволен собой. Я понимаю, что это сделано нашими «педагожьими» руками. Когда приходит гениальный ребенок, мы его, как алмаз, оттачиваем, чтобы он мог жить в обществе. Тут противоречивая задача: надо сделать так, чтобы он мог свои гениальные мысли донести до других, и при этом сохранить его гениальность, чтобы он не был таким, как все. Потому что таких как все — миллионы, а он такой один. А когда приходят дети более или менее адекватные, то тут уже работа моя и моей команды. Это как, когда хозяйка пирог печет, то она гордится тем, какой он вкусный и красивый. И мы так же гордимся собой, тем, что мы сделали своими руками.

— Когда дети приходят на собеседования, какие главные проблемы выявляются?

— Мы в этом году перед зачислением в математические классы пропустили через себя 250 человек. Мы проверяем их знания математики долго и сложно. С каждым общаемся по пять-шесть раз. На это уходит полтора месяца, с ними работает очень много народа. В этом году, кстати, я не взял ни одного школьника из своей школы в маткласс. Мы набираем этот класс на базе города, Подмосковья и страны, даже приезжают люди из других стран. У нас один ребенок из США будет учиться, а другой из Германии. Их родители жили там, а потом вернулись, чтобы детей отдать в нашу школу.

Среди детей, которые интересуются математикой, сложилась субкультура «олимпиадно-лагерных» детей. Лето они проводят в многочисленных математических лагерях, участвуют во всевозможных олимпиадах. И дети становятся профессиональными игроками, я бы сказал.

Как правило, у них не совсем адекватные родители. Обычно это мамочки-одиночки, которым не во что вложить свою энергию, и они вкладывают ее в детей. За ними очень смешно наблюдать, когда дети пишут олимпиаду, а они ходят по коридору. Они так между собой разговаривают: «Мы решили пять задач, а сколько вы решили»? — «А мы решили шесть задач». — «Не может быть».

И их дети уже искалечены тем, что у них неправильная мотивация. Для них математика — это такая тусовочная развлекуха. У них неплохая голова. Они могут за какое-то время решить набор задач, они натасканы. И когда они ко мне приходят, я им объясняю, как поменяется их жизнь. Ни на какие олимпиады, кроме малого набора профессиональных олимпиад, я их отпускать не буду. Потому что сейчас они участвуют где-то в тридцати математических соревнованиях за год. И некоторые дети с хорошей головой отказываются ко мне в класс идти. Они не хотят пахать непонятно во имя чего.

Труд математика очень жесткий. Я всем это говорю.

Ко мне девочка сейчас не пошла в класс. Я потом прочитал в интернете, что ее родители про меня написали, мол, Давидович хочет у моей девочки отнять детство. И правильно сделала, что не пошла. Она привыкла сутки сидеть «ВКонтакте», при этом 10 минут делать домашние задания. Она на олимпиаде полтора часа напрягается и все. А здесь надо круглые сутки пахать.

— То есть основная проблема — невозможность заставить детей работать?

— Основная проблема детей — это интернет, как ни странно. Не сам по себе, а то, что из-за него возникает полное неумение напрягаться ни интеллектуально, ни физически, ни тем более нравственно.

Интернет позволяет любую информацию взять бесплатно. Вот нам в прошлом году дали новое, третье здание, мы взяли его с «обременением». Там остались местные дети, мы их никуда не можем деть. Шестой класс, приходит наш учитель математики и рассказывает, что, оказывается, в интернете есть решение и ответ на любую напечатанную в книге задачу. Она дает им задачу, они сразу же выдают решение. Она стала им задания на листочках давать. Они к ней: «Откуда вы эти задачи взяли?»

У них учебный интерес полностью обнулился. Мы ничего сделать не смогли. Они не хотят учиться. Там было в классе девять человек, сейчас осталось трое, которые тоже говорят, что не хотят учиться.

Хотят получать свои тройки и ничего не делать. Главное, чтобы их не трогали. И это главная проблема поколения — неумение напрягаться.

А самое страшное, знаете, где нас ждет? Бог с ней, с математикой. Самое страшное происходит в мединститутах. Раньше мединститут был самым сложным для обучения. Ты пропустил одно занятие — обязан отработать. Теперь все решают только деньги. Ладно, мне немного осталось. Что будет с вами, когда вашему поколению придется лечиться, я не представляю.

И это я говорю про Москву, мне страшно подумать про остальную Россию. Вы войдите во двор института — какими джипами он заставлен? Студенческими, не преподавательскими. Эти люди приехали покупать дипломы. Наша выпускница ушла из 2-го Меда, потому что там нет учебного процесса, там есть процесс «купи-продай». Она уехала учиться в Германию. Этот вопрос поднимался в правительстве, они тоже это начали осознавать, но потом все заглохло. Так что бог с ней, с математикой.

— В Москве все время говорят, что увеличилась роль родительских комитетов. Как у вас с этим?

— Вам правду, или как? У нас в каждом классе есть родительский комитет, они собирают деньги на какие-то вещи вроде кружек для детей, печенья, конфет, чтобы были в классе. То есть они держат такой классный «общак». Родительский комитет 11-х классов организует выпускной вечер. Есть что-то типа попечительского совета, родители из него следят, как сделан ремонт в школе и тому подобное.

Но вообще мало нормальных родителей, которые имеют возможность, помимо работы, семьи, еще чем-то глобальным заниматься. Родители нужны, но скорее для каких-то неформальных отношений.

Заболел у нас учитель, они посоветовали хорошего врача — вот что я имею в виду. Хотя у нас была смешная ситуация. У нас есть один родитель, очень большой человек из правительства. Его ребенок несколько лет назад пошел в первый класс. И сказал папе, что в буфете очень дорого. А у нас действительно цены там дороже, чем в магазине. И его папа, при всем хорошем к нам отношении, на заседании правительства России поднял вопрос о ценах в школьных буфетах. В газетах появились статьи, почему в школьных буфетах такой непорядок.

— Вам часто приходится отказывать родителям, которые хотят устроить детей в вашу школу?

— Очень часто. И опять все зависит от класса. В этом году в математический класс хотели поступить 250 человек, мы набрали 20 человек. То есть 230 родителям мы отказали. Много лет назад мой ученик защитил диссертацию на мехмате, мы сидели, отмечали у него дома. Его родители — мои однокурсники с мехмата МГУ, и все друг к другу обращаются по именам, а меня называли Борис Михайлович. И женщина, которая сидела рядом, спросила, почему так. А потом вдруг говорит: «Ах, вы тот самый Борис Михайлович Давидович, который моего ребенка не принял в школу № 91». Я когда-то там работал.

То есть вы себе представляете, сколько родителей помнят, что я не взял их ребенка в математический класс? В какой-то момент я все-таки научился говорить «нет». Я знаю, что ни в коем случае нельзя говорить с родителями тет-а-тет. И я горжусь тем, что за все время работы в математическом классе я не взял ни одного блатного ребенка.

Мы в 1-м классе очень многим отказываем. Мы берем на подготовительное отделение 350 детей, но в 1-й класс набираем только 125 из них. А в последние 15 лет у нашей начальной школы дикая популярность. Если почитать в интернете, то мы жулики, бандиты, мы зарабатываем деньги. Понятно, когда это математический класс и у ребенка нет способностей, а тут малыши, поэтому сложно объяснить, почему мы кого-то берем, а кого-то не берем.

— Какие были самые сложные случаи с отказом в приеме в школу?

— Моему учителю, которого я очень уважал, сделал операцию кардиолог. И в качестве просьбы он попросил устроить ребенка своего врача в маткласс. Мальчика воспитывали две женщины — мама и тетушка. Они расписали всю жизнь мальчику: фигурное катание, английский, математика. И так его вели по жизни. К математике он не имел никакого отношения.

Мне казалось, что для отказа у меня есть мощный довод. Я им рассказываю, что, представьте, мама решила ребенка физически развивать и отвела его в самое крутое место в городе — в сборную города по баскетболу, где бегают двухметровые парни. Наверно, после этого у ребенка разовьется комплекс карлика, потому что он самый обычный мальчик. Думаю, что убедил их. А они мне отвечают: «Да, мы все понимаем. А когда все-таки приносить документы?». И я начал заново объяснять. Я бы просто психологически убил мальчика. А я не пью кровь младенцев по утрам.

Комментариев нет :

Отправить комментарий